Вопрос специалисту
Как научить детей ценить деньги

Как научить детей ценить деньги

Как научить детей ценить деньги


В современном мире онлайн-банкинга, кредитных карт, инвестиций так легко запутаться даже взрослым, а что говорить о детях? К тому же родители, погружаясь в работу, творчество, быт, не всегда находят время для обсуждения с детьми финансовых вопросов.

Учить ребенка ценить деньги и ориентироваться в финансовом мире, — очень важная задача. Будьте уверены, этому не научат в школе, в кружках и даже в институте!

Как научить ребенка ценить деньги

Деньги – не самая главная ценность, однако благодаря им можно удовлетворять свои потребности и желания, делать добрые дела, ощущать себя свободным человеком. Ценить деньги — это рационально их расходовать, беречь, преумножать. Как этому научить?

Обсуждать финансовые вопросы. В зависимости от возраста детей содержание бесед на финансовые темы имеет разную направленность. Чтобы ребенок не потерял к этой теме интерес, обучение финансовой грамоте должно соответствовать возрасту.

С малышами нужно разговаривать о том, откуда берутся деньги в родительском кошельке или как они «падают на карту»; что мама и папа ходят на работу затем, чтобы заработать деньги, на которые покупается всё необходимое для семьи. Познакомьте их также с номинальной и реальной стоимостью монет — что можно купить на ту или иную сумму.

Совместное чтение и просмотр мультфильмов дадут повод обсудить финансовые вопросы и расставить точки над i. Вот небольшая подборка:

Лиана Шнайдер. «Конни и карманные деньги» (4-6 лет).

Бодо Шефер. «Пес по имени Мани, или Азбука денег» (8-12 лет).

Мультсериал «Три кота», серия «Поход в магазин» (4-6 лет).

Мультфильм «Азбука денег тетушки Совы» (от 5 лет).

Мультсериал «Фиксики»: серии «Деньги», «Как делают деньги», «История вещей – деньги» (8-12 лет).

Детям постарше стоит рассказать о том, что такое налоги, кредиты, инвестиции и сберегательные вклады, чем отличаются настоящие деньги от фальшивых, в чем суть бюджетирования. Например, при оплате коммуналки расскажите, какие услуги входят в счёт, почему в этом месяце надо больше заплатить за свет, чем в прошлом. Постарайтесь донести, что электричество, вода и газ стоят денег, и надо расходовать ресурсы экономно.

С подростком обсуждайте целесообразность покупки той или иной желаемой ими вещи — необходимость, внешний вид, состав, производитель, цена, сколько времени прослужит и так далее. Если он, например, просит телефон последней модели, пусть объяснит, почему именно этот. Бывает, что дорогая вещь действительно нужна. В этом случае можно выделить на вещь какую-то сумму, но урезать остальные траты ребёнка.

Быть примером. Если ребенок видит, как вы делаете импульсивные и бесполезные покупки, то не надейтесь, что он будет ценить деньги и расходовать их экономно.

infografika_1695623166.jpeg

Создавать «искусственный голод». Останавливайтесь в желании угодить ребёнку. Многие родители вместо того, чтобы учить сына или дочь ценить деньги, просто удовлетворяют любую прихоть, и те утверждаются во мнении, что «предки» имеют практически неограниченный доступ к деньгам, и любая покупка им по карману. Происходит обесценивание денег.

Ставить перед выбором. Например, купить печенье или игрушку, или какую-то вещь, так как на всё денег не хватит. Учите анализировать — насколько необходима та или иная вещь, и стоит ли она этих денег.

Давать деньги на карманные расходы. Первоклашкам нужно давать деньги каждый день. По мере того как ребенок научится грамотно распоряжаться деньгами, можно попробовать давать деньги, например, на три дня или на неделю. Учтите, что, если ребенок не удержался и потратил все до копейки, проявите твердость и не «пополняйте его копилку», чтобы в последующем его траты были более взвешенными.

Отправлять со списком в магазин, чтобы ребёнок знал, что сколько стоит, и учился не выходить за рамки бюджета. Можно добавить задание: найти товар по критерию «цена-качество» или, допустим, рекламные ловушки.

Учить копить на крупные цели. Когда ребенок попросит у вас самокат, велосипед или ноутбук, предложите ему скопить на покупку самостоятельно. Разработайте план: сколько надо откладывать, каковы источники поступления средств. Не забудьте похвалить чадо за достижение цели.

Оказывать поддержку в желании зарабатывать. Чтобы ребенок не воровал «втихаря» деньги из дома из-за отсутствия или нехватки карманных средств, найдите для него легальный способ заработка. Важно! Не стоит платить за выполнение домашних обязанностей. А вот помощь вам в бизнесе, выполнение кропотливой работы, требующей усердия, времени, усилий (например, сбор малины, облепихи) можно оплатить.

Практиковать деловые игры. Деловые игры с моделированием конкретной финансовой ситуации дают возможность получать важные практические навыки обращения с деньгами.

«Фиксиномика». Игра подходит для дошкольников (упрощенный уровень) и младших школьников.

«Игра в жизнь». Легкая версия игры подойдет детям дошкольного возраста.

«Денежный поток». Игра, изобретенная Робертом Кийосаки, автором книги «Богатый папа, бедный папа», учит детей основам экономических знаний, финансовым операциям.

«Монополия». Популярная игра знакомит детей разного возраста способствует развитию стратегического мышления и находчивости при решении финансовых вопросов.

«Экономикус». Упрощенный вариант игры предназначен для учеников средней школы, а усложненный – для старшеклассников. Игра наглядно демонстрирует, что такое конкуренция, учит предпринимательскому мышлению.

Воспитывая с детства у ребенка уважительное отношение к деньгам, вы имеете все возможности вырастить его финансово грамотным человеком, готовым встретиться с реалиями взрослой жизни.

Софья Шевченко

Фото с сайта businessman.ru

У ребёнка снизилась успеваемость, а любимые занятия больше не вызывают интерес? Не торопитесь обвинять его в лени. Возможно, ваш школьник просто переутомился. Разобраться, усталость ли это, поможет наш тест, ориентированный на средний школьный возраст.
Пройти тест