Вопрос специалисту
Как обезопасить доверчивого ребенка

Как обезопасить доверчивого ребенка



Как обезопасить доверчивого ребенка

Доверие – это уверенность в другом человеке. Доверие родным и близким является важной составляющей любой семьи. Родители доверяют своих детей педагогам в детском саду, школе и учреждениям дополнительного образования.

Дети доверяют старшим: своим родителям, родственникам, братьям и сестрам, учителям и воспитателям. Доверие – важная составляющая педагогического процесса. Доверять старшим – это естественно. Однако важно различать доверие и доверчивость.

Доверчивость – склонность к излишнему неоправданному доверию. Доверчивость как черта характера имеет положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, она свидетельствует об искренности и открытости души, а с другой – о безграничной вере в другого человека, что очень опасно для ребенка. Именно по причине своей доверчивости дети часто становятся объектами преступлений.

Однажды я наблюдала картину, когда несколько мам кормили из ложки своих детей. Все дети были примерно одного возраста. При этом одни дети молча открывали рот и прожевывали еду, а другие отодвигались от ложки, внимательно изучали содержимое и только потом начинали кушать. Почему? Потому что одни дети разборчивы от рождения, а другие очень доверчивы.

Доверчивых детей нужно учить безопасному поведению, не запугивая и не разрушая их веру в людей.

«Правило пяти нельзя»

Если ваш ребенок не обладает врожденной внутренней осторожностью, нужно учить его безопасности. Избежать неприятностей можно, если усвоить «Правило пяти нельзя».

  1. Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.

  2. Нельзя заходить в лифт или подъезд с незнакомым человеком.

  3. Нельзя садиться в машину к незнакомому человеку.

  4. Нельзя открывать дверь в доме, если ты один.

  5. Нельзя задерживаться после школы на улице или ходить одному в незнакомые места.

Учите говорить нет

«Правила нельзя» порождают умение говорить нет. Научите ребенка говорить нет, если:

  • незнакомый человек просит помочь, показать что-то, проводить;

  • незнакомый человек предлагает подвезти на машине;

  • незнакомый человек приглашает зайти в гости;

  • незнакомый человек пришел за тобой в образовательное учреждение;

  • незнакомый человек просит открыть ему дверь;

  • незнакомый человек предлагает что-то вкусное.

Конечно, преступники очень изощренны – они могут придумать самые разные ситуации, на которые ребенок может отреагировать. Ключевым словом для отрицательной реакции ребенка должно быть слово «незнакомый».

Если перед тобой незнакомый человек, то, что бы он ни предложил, нужно отвечать нет и не переходить к дальнейшим разговорам. Это важно, так как взрослые настойчивы и хитры: они могут подтрунивать, подшучивать и даже привлечь с собой другого ребенка.

Игра в помощь

Разыграйте с ребенком ситуации возможного диалога:

Возможные ситуации

Ответ ребенка

Хочешь конфетку?

Нет

Давай я покажу тебе красивого котенка...

Нет

Там застрял щенок, он погибнет, если ты ему не поможешь...

Нет

Помоги мне, поднеси сумку к машине (подъезду).

Нет

Покажи мне, где живет бабушка в этом подъезде?

Нет

Покажи, в каких квартирах есть домашние животные?

Нет

Проводи меня в подъезд. Там темно, а я плохо вижу...

Нет

Ты можешь нажать кнопку в лифте?

Нет

Ты хочешь сниматься в кино?

Нет

Твоя мама попала в больницу, она просила срочно привезти тебя к ней. Садись в машину.

Нет

Я забыл очки – прочитай, что написано на листке (листок в машине).

Нет

Открой дверь, вам телеграмма (письмо, квитанция).

Нет
Положите в почтовый ящик

Это мамина подруга, мне нужно передать ее вещи с работы. Открой дверь.

Нет.
Я сейчас позвоню маме.

Это сантехник. У вас течет кран – открой дверь.

Нет.
Приходите позже.

При этом после каждой фразы попробуйте уговаривать ребенка одним из трех способов:

  1. «На слабо». Пробуйте давить на то, что он маленький, маменькин сынок, слабак, боится больного человека, слушается маму и т. д.

  2. «На совесть». Начните давить на совесть, на то, что ребенок бессовестный, не уважает старших, не жалеет больных людей, не любит животных и т. д.

  3. «На молодец». Говорите ребенку хорошие слова, что если он поможет, то семья будет им гордиться и т. д.

Важно, чтобы ребенок не поддавался на дальнейшие уговоры и разговоры. Первое «нет» должно быть четким и жестким.

Ситуации могут быть разными. Разыграть их нужно множество, чтобы ребенок усвоил, повторил и закрепил ответ «нет».

Объясните ребенку, что совершенно неважно, что говорят о нем незнакомые люди. Важна собственная безопасность. Учите ребенка рассказывать вам о подобных ситуациях, хвалите его за проявление жесткости и умение отказывать. Если вы видите, что ребенок переживает из-за какой-то ситуации (например, о погибшем щенке), то предложите прогуляться в том месте, объясните, что помочь животному мог бы и сам взрослый, а если он этого не сделал, значит, просто обманул.

Эти простые правила не требуют от детей особых умений. Важно, чтобы они усвоили их.

Секретные семейные правила безопасности

Все дети любят секреты. Даже самый доверчивый ребенок с радостью будет хранить семейные тайны. Этими тайнами могут стать семейные правила безопасности.

Правило 1. Секретный маршрут. Разработайте с ребенком безопасный маршрут от школы до дома. Важно, чтобы ребенок всегда ходил только этой дорогой. Это поможет вам не разминуться на пути и встретить ребенка в случае необходимости, например, если потеряны ключи или телефон.

Правило 2. Семейный пароль. Придумайте секретное слово на любой случай. Например, ребенок забыл телефон, а его нужно позвать, или в особой ситуации за ним пришел другой человек. Секретное слово спасет жизнь и здоровье ребенку и обезопасит от розыгрыша друзей.

Правило 3. Территория прогулки. Четко определите места, где может гулять ребенок. Это оградит его от несчастных случаев.

Правило 4. Знать адрес. Даже маленький ребенок должен знать наизусть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес и телефон. Это поможет в случае неприятностей.

Правило 5. Выучить телефоны экстренных служб. Дети должны знать, в каких случаях и как можно позвонить в скорую помощь, полицию и МЧС. Важно, чтобы ребенок понимал важность этих звонков и ответственность за ложные вызовы.

Правило 6. Обсуждаем день. Заведите правило вечером обсуждать прошедший день. Важно, чтобы ребенок рассказывал о том, как он провел время без присмотра родителей.

Правило 7. Мы всегда знаем, где наши родные. Каждый член семьи должен знать, где находятся его родные. Ребенок знает, что мама и папа на работе, брат в школе или в секции. О любых изменениях в местонахождении нужно информировать родных. Это важно.

Доверчивый ребенок смотрит на мир с открытым сердцем. Не разрушайте его стремление верить людям – не запугивайте его, а просто научите безопасности.

Светлана Садова

Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов
Пройти тест