Как обезопасить доверчивого ребенка
Доверие – это уверенность в другом человеке. Доверие родным и близким является важной составляющей любой семьи. Родители доверяют своих детей педагогам в детском саду, школе и учреждениям дополнительного образования.
Дети доверяют старшим: своим родителям, родственникам, братьям и сестрам, учителям и воспитателям. Доверие – важная составляющая педагогического процесса. Доверять старшим – это естественно. Однако важно различать доверие и доверчивость.
Доверчивость – склонность к излишнему неоправданному доверию. Доверчивость как черта характера имеет положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, она свидетельствует об искренности и открытости души, а с другой – о безграничной вере в другого человека, что очень опасно для ребенка. Именно по причине своей доверчивости дети часто становятся объектами преступлений.
Однажды я наблюдала картину, когда несколько мам кормили из ложки своих детей. Все дети были примерно одного возраста. При этом одни дети молча открывали рот и прожевывали еду, а другие отодвигались от ложки, внимательно изучали содержимое и только потом начинали кушать. Почему? Потому что одни дети разборчивы от рождения, а другие очень доверчивы.
Доверчивых детей нужно учить безопасному поведению, не запугивая и не разрушая их веру в людей.
«Правило пяти нельзя»
Если ваш ребенок не обладает врожденной внутренней осторожностью, нужно учить его безопасности. Избежать неприятностей можно, если усвоить «Правило пяти нельзя».
Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми.
Нельзя заходить в лифт или подъезд с незнакомым человеком.
Нельзя садиться в машину к незнакомому человеку.
Нельзя открывать дверь в доме, если ты один.
Нельзя задерживаться после школы на улице или ходить одному в незнакомые места.
Учите говорить нет
«Правила нельзя» порождают умение говорить нет. Научите ребенка говорить нет, если:
незнакомый человек просит помочь, показать что-то, проводить;
незнакомый человек предлагает подвезти на машине;
незнакомый человек приглашает зайти в гости;
незнакомый человек пришел за тобой в образовательное учреждение;
незнакомый человек просит открыть ему дверь;
незнакомый человек предлагает что-то вкусное.
Конечно, преступники очень изощренны – они могут придумать самые разные ситуации, на которые ребенок может отреагировать. Ключевым словом для отрицательной реакции ребенка должно быть слово «незнакомый».
Если перед тобой незнакомый человек, то, что бы он ни предложил, нужно отвечать нет и не переходить к дальнейшим разговорам. Это важно, так как взрослые настойчивы и хитры: они могут подтрунивать, подшучивать и даже привлечь с собой другого ребенка.