Многие опасные ситуации в жизни детей возникают потому, что в силу своего возраста они не видят разницы между понятиями «знакомый человек» и «незнакомец». Для ребенка до десяти-одиннадцати лет любой, кто назвал свое имя, автоматически попадает в категорию «знакомых» людей. Этого недоразумения можно избежать, если родители объяснят чаду, кого можно считать «своим», а кого – «чужим».
С раннего возраста детям следует прививать навыки безопасного поведения вне дома. Обычно это сводится к фразам: «Далеко от дома не уходи», «С чужими не разговаривай», но этого мало, тем более в наше неспокойное время. О том, как научить ребенка правильно вести себя на улице, рассказывает эксперт портала «Я-родитель», специалист по детской безопасности Михаил Рулев.
Как правило, при упоминании слова «незнакомец» родители
и дети представляют себе мужчину. Женщина или девушка в качестве потенциально опасного собеседника ими не рассматривается. С точки зрения экспертов по детской безопасности незнакомым для ребенка является каждый человек, которого не знают и он сам, и его родители. Так, например, к этой категории относятся одноклассники ребенка, которых не знают его мама и папа, а также коллеги родителей или соседи, которых не знает ребенок.
Ближний круг ребенка
Изначально в число «знакомых» ребенка входят всего несколько человек (не более семи-восьми). Это так называемый ближний круг, который составляют родители, ближайшие родственники, а также соседи и друзья семьи, доказавшие свою порядочность и надежность. По мере взросления ребенка формируется «второй круг» знакомых, в него могут входить воспитатели детского сада, школьные учителя, руководители секции и кружка, куда ходит ребенок, некоторые его одноклассники, несколько коллег родителей.
Переход из «незнакомых» в «знакомые»
Переход человека из «чужих» в «свои» происходит под контролем родителей. Для того чтобы в категорию «знакомых» перешел одноклассник вашего чада, придется познакомиться не только с ним самим, но и с его родителями. Общаясь, взрослые обмениваются адресами и номерами телефонов, обсуждают вопросы личной безопасности ребенка. Так появляются знакомые «второго круга». Со временем они могут перейти в ближний круг ребенка и стать «друзьями на всю жизнь».
О том, почему стоит дружить с родителями других детей, рассказывается в передачах цикла «Как воспитать счастливого ребенка».
Если родители решили, что из школы или детского сада домой ребенка будет забирать няня или доставлять служебная машина, то нужно заранее сообщить ему об этом и познакомить с няней или водителем. Можно сказать: «Сын (дочь), после занятий тебя будет забирать тетя Маша или дядя Вова. Водитель будет приезжать за тобой на вот такой машине вот с таким номером. Владимир Сергеевич (Мария Петровна) – надежный человек, я им полностью доверяю». А чтобы ребенок быстрее привык к новым людям, родителям стоит первое время заезжать в школу (сад) вместе с водителем (няней).
Объясните ребенку, в случае, если за ним приедет другая машина, садиться в нее нельзя, если не получено одобрение от отца. Даже если машина «та самая», а водитель «не тот», ребенку не стоит покидать здание школы (детского сада) пока он не получит четких разъяснений – ехать или нет, и почему за рулем другой человек.
На экстренный случай, когда папа или мама не успеют сообщить своему чаду, что из школы или сада его будет забирать другой человек, можно придумать кодовое слово вашей семьи, которое будете знать только вы и ваш малыш. Если на улице к ребенку подойдет незнакомец и предложит отвести его к родителям, ребенок спросит у него кодовое слово, и если незнакомец этого слова не знает, ребенку следует громко закричать: «Дядя, тетя, я тебя не знаю! Я не пойду с тобой никуда!», и по возможности, найти людей из «близкого круга».
Вы также можете ознакомиться с мнением Антона Андреева, психолога портала «Я-родитель», о том, как правильно объяснить ребенку навыки безопасного поведения вне дома.
8 шагов помочь ребенку понять, где «свои» и где «чужие»
Задавая ребенку наводящие вопросы, родители могут выяснить, знает ли он, кто для него является незнакомым человеком, и как с ним себя вести.
Спросите своего ребенка, сколько, по его мнению, у него знакомых. Ответы могут быть следующие: весь класс, весь двор, 40 человек, «только ты и мама» и так далее.
Попросите его дать определение, кто такой знакомый человек.
Спросите ребенка, какие люди являются для него незнакомыми. Ответ может быть таким: лысый мужчина в черном пальто, который стоит за углом и задумал недоброе.
Разберите с ним определения знакомых и незнакомых людей и выучите их.
Снова задайте ребенку первый вопрос. Убедитесь, что число знакомых уменьшилось в несколько раз.
Обсудите с ребенком, кто для него знакомый человек. Попросите его назвать людей, которые входят в его ближний круг (родители, бабушка Аня, дядя Костя, водитель Владимир Сергеевич, сосед Юра восемнадцати лет).
Задайте ребенку вопрос, кто может забирать его из школы или детского сада. Правильный ответ: все из ближнего круга. При этом ребенку стоит предварительно позвонить папе или маме и сообщить им имя человека, который провожает его с занятий.
Продолжите предыдущий вопрос: а что, если в школу или в детский сад придет незнакомый человек или человек из «второго круга»? Правильный ответ: «Я из школы (сада) не выхожу, сразу звоню родителям». Если это люди из «второго круга», например, одноклассник (одногруппник) с родителями, то с разрешения папы или мамы ребенок может пойти к ним в гости. Если же это незнакомые люди, он остается в школе (детском саду), пока придут родственники или соседи».
Михаил Рулев,
кандидат педагогических наук,
специалист по детской безопасности,
автор курса «Личная безопасность ребенка» для детей 7-11 лет