“Вам всё равно, а мне всё равнее!”, “исчадие ада!”, “не умеешь сам – замолчи и дай работать другим!” – вот лишь немногие из тех фраз, которые мне вспомнились из чудесных школьных лет. Ими награждали нас школьные учителя, измученные, собственно, уроками, школой да и некоторыми учениками тоже. Не будем их судить, посмотрим лишь на результат: обстановка царила такая, что только немногим удавалось добиться успехов в изучаемом предмете, да и то, зачастую не “благодаря, а вопреки”. Учеба без насилия – вот цель того родителя, желание которого – максимальные знания предмета в сочетании со здоровой психикой и стабильной нервной системой.
Да, конечно, и дети, и учителя бывают очень разными. Но в большинстве случаев обстоятельства складываются таким образом, что в школе поменять ничего нельзя, допустим, перейти в другой класс к другому учителю. Остается лишь искать пути взаимодействия. Чтобы при всем этом не потерять знаний, родители часто решают нанять репетитора. Им порой нелегко, в буквальном смысле слова приходится сочетать “приятное с полезным”. Как можно добиться этого сочетания, избежав насилия всякого рода? Давайте попробуем разобраться вместе.
Шаг 1. Поиск репетитора. Этот шаг вызывает у многих родителей большинство сомнений. Как правило, они активно опрашивают всех знакомых, друзей и родителей одноклассников на тему, есть ли знакомый преподаватель. И это может быть отличным решением! Но не ставьте себе рамок. Вполне возможно, что к знакомому репетитору просто привыкли, а особых результатов сотрудничество с ним не дало. Расширьте свой горизонт поиска, почитайте сайты или объявления. Побеседуйте с теми и другими, пусть даже по телефону и пригласите понравившуюся кандидатуру на встречу.
Шаг 2. Знакомство с репетитором.
Чтобы первая встреча с репетитором прошла по максимуму информативно, постарайтесь задать все интересующие Вас вопросы. Пусть Ваш ребенок тоже присутствует на встрече. Во-первых, его знакомство с абсолютно новым человеком должно состояться не при непосредственной работе над предметом, а в неформальной обстановке. Во-вторых, он тоже должен сделать свои выводы о личности учителя. Понаблюдайте за общением: насколько искренним и открытым кажется Вам репетитор? Насколько он заинтересован в своей работе? Позвольте ребенку задать все те вопросы, которые его волнуют и обратите внимание на ответы репетитора. Выскажите Ваши личные пожелания к работе, расскажите, надо ли делать паузы в работе с ребенком и как долго они могут продолжаться с тем, чтобы предотвратить нежелательную перегрузку. Касательно оценки подготовленности специалиста. Хорошая кандидатура, как правило, придет на встречу с оригиналами или копиями документов об образовании и захочет продемонстрировать их. Если этого не случится, не стесняйтесь, и спросите об этом. Вы имеете на это право, и это только лишний раз доказывает Ваше желание сотрудничать с репетитором. После встречи еще раз все обдумайте и учтите при этом мнение ребенка.
Шаг 3. Профессионал или студент?
Решение очень индивидуальное. И профессионалы, и студенты, бывают разные. Но постараемся все-таки привязать вопрос к Вашим целям. Если задача стоит лишь в том, чтобы выполнять вместе домашние задания, может быть, что будет достаточно общения со студентом. Если же цель шире и Вы хотите мотивировать ребенка на изучение предмета, показать ему перспективы развития в этом предмете, то лучше, видимо, отдать предпочтение успешному профессионалу. Он сможет рассказать ребенку о последних достижениях и о ярких людях в своей сфере, сделать уроки не только информативными, но и разбудить желание смотреть на предмет шире и масштабнее. Кроме того, профессионал в своей сфере может посоветовать дальнейшие шаги по продвижению ребенка: олимпиады, международные конкурсы, зарубежные школы и курсы. Это только миф, что учеба за рубежом платная и в целом дорогая. Во-первых, существует много зарубежных фондов, готовых финансировать обучение талантливых детей, а во-вторых, например, что касается Германии, то учеба вообще бесплатная. Платить надо только за аренду жилья, стоимость которой отличается от московской в меньшую сторону. Профессионал об этом должен знать, и если он давно и хорошо работает, иметь примеры поступления в такие организации своих учеников. Итак, занятия с профессионалом хороши в том случае, если Вы связываете будущее ребенка с тем предметом, который преподает репетитор.
Шаг 4. Собственно, процесс обучения.
Если Вы начали сотрудничество с репетитором, то не оставляйте его на самотек. Контактный репетитор обязательно захочет поделиться с Вами впечатлениями от учебы и общения с ребенком, сообщит, насколько далеко продвинулась работа по предмету. Не оставляйте без внимания и состояние ребенка после уроков. Насколько он вдохновлен или подавлен, устал или наоборот, полон сил и энергии. Конечно же, большое влияние на это имеет мотивацию ребенка к изучению предмета, наличие его собственного желания учиться. Если мотивация так и не появилась, а прямой цели выучить предмет нет, возможно, занятия следует приостановить.
Удачи Вам и легкой учебы!
Репетитор Екатерина Каштанова