Компьютер и разновидности этого устройства так прочно вошли в нашу жизнь, что представить себе существование без Интернета, социальных сетей или средств мобильной связи довольно трудно. Конечно, все мы слышали о труднодоступных местах, отдаленных от цивилизации, представители которой вообще не знакомы с новинками технического прогресса. Но это, пожалуй, вызывало у нас лишь недоумение или сожаление об ограниченности бедных туземцев.
Каждый современный родитель знает о минусах, которые появляются, если ребенок отдает предпочтение компьютеру, жертвуя всеми другими увлечениями в жизни.
К числу таких минусов относятся:
1. «уход» ребенка от реальной жизни с реальными делами, заботами и общением в виртуальное пространство (со временем это начинает изменять его личность: появляется неадекватная самооценка, застенчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность и др.);
2. появление стереотипов в восприятии. Примеры наиболее распространенных стереотипов выглядят так: кожа должна быть ровной и гладкой, волосы – густые и блестящие, отдых – на престижном курорте, машина – самая дорогая, и т.п. Особую роль в формировании стереотипов играют средства массовой информации, навязывающие определенную (не всегда социально приемлемую) модель поведения.
3. «сужение» видов деятельности. На фоне интереса к компьютеру все остальное становится ненужным – спорт, общение с друзьями, путешествия, досуг... Ведь все это можно посмотреть в Интернете, не выходя из дома и не выстраивая отношения между собой и окружающим миром! И чем выше степень зависимости, тем тяжелее «переключить» ребенка на другие занятия.
Но там где есть минусы, обязательно есть плюсы.
Во-первых, информационная и компьютерная грамотность повышают конкурентоспособность на рынке труда практически любого специалиста. Если Вы наблюдаете, что Ваш ребенок всем другим занятиям предпочитает технику – предложите ему занятия в Центрах детского творчества, студиях фото-мастерства и детских компьютерных лабораториях. При помощи таких занятий ребенок не только научится практическим навыкам работы с техническими устройствами, но и расширит круг своего общения.
Во-вторых, в ряде случаев технические устройства могут облегчить человеку путь в добыче необходимых знаний,
сборе интересующей информации. Например, покажите ребенку, что компьютер это не только приятель по игре. Когда ребенок задает Вам вопрос – предложите ему совместно поискать возможные ответы в Интернете. Хорошо, если Ваш компьютер защищен от опасных сайтов. Иначе поиск информации может привлечь внимание ребенка к нежелательным сведениям.
Кроме того, современные средства общения позволяют взаимодействовать со сверстниками, находящимися буквально на другом конце света! Общаясь с друзьями и родственниками посредством компьютерной связи, подключайте к этому процессу ребенка. Пусть он сам позвонит бабушке или двоюродному брату. Инициируйте стремление ребенка находить приятелей по всему миру. Подскажите тему общения, которая может быть интереса обоим. Поддержите инициативу ребенка общаться с друзьями из других стран на их родном языке. Это не только повысит общую культуру, но и снизит языковые барьеры.
Таким образом, современный ребенок нуждается не в ограничении информационного вакуума. Ему необходима возможность познавать окружающий мир и самого себя способами, сочетающими в себе достижения технического прогресса и накопленный опыт человечества.
Татьяна Ананьева, психолог
фото: pcs-service.ru