Границы и правила. Уяснив, что проблемы в отношениях с детьми могут происходить из-за отсутствия границ и правил, переходим к следующему шагу – стараемся их продумать и «поставить на рельсы». Родитель устанавливает правила, которые он считает правильными или удобными для себя. В то же время они должны быть справедливыми и пригодными для соблюдения ребенком определенного возраста. Родитель, в свою очередь, должен научиться говорить «нет», ставить свой интерес на первое место, давая понять ребенку, что поведение чада его сейчас не устраивает.
Очень важно научить детей уважать личные границы других людей. Это достигается, когда родители показывают это на личном примере, а также когда ребенок уже может поставить себя на место других (эта способность проявляется ближе к 6 годам).
Но не надо думать, что, установив правила и границы, дальше все пойдет «как по маслу». Чтобы эти правила начали жить, необходимо запастись терпением и развивать у ребенка умение договариваться. Кроме того, за соблюдением правил надо следить и периодически их «подкручивать», чтобы они не теряли своей актуальности.
Как корректировать «командирское» поведение детей. На практике родители редко отвоевывают свой авторитет, поскольку перестают регулировать личные эмоциональные реакции, когда ребенок все время топает ножкой, перечит и игнорирует просьбы мамы и папы. Применение наказаний ухудшает ситуацию, поскольку ребенок начинает проявлять агрессию и перестает идти на контакт. Заметив первые признаки «включения командира»:
- не подчиняйтесь;
- переводите приказы в просьбы и предложения: «Добавь слово «пожалуйста», «Смени тон», «Попроси еще раз как следует»; «Давай вместе начнем убирать твои игрушки, а закончишь ты сам» и другие;
- не поддавайтесь на провокации и манипуляции — их необходимо выдержать (однажды поддавшись на истерику, вы будете наблюдать их постоянно. Дайте ребенку понять, что с вами это «не прокатит»);
- объясняйте ребенку, что ни родители, ни другие дети не хотят, чтобы ими командовали;
- сделайте постоянство и последовательность вашими постоянными спутниками (выполняйте обещания, не меняйте своих планов; не руководствуйтесь настроением: хорошее настроение - разрешили, плохое – запретили. Если что-то запрещаете – это постоянный запрет);
- не давайте ребенку повода думать, что он может заставить вас подчиняться;
- показывайте пример правильного поведения. Не позволяйте себе проявлять неуважение к другим людям, командовать детьми и женой/мужем.
Помните о том, что установление ограничений является своего рода сберегающей технологией, которая сохраняет нервы, силы, время и защищает от лишней агрессии.
Анна Сафина
Фото с сайта pitaniemalysha.ru
Окончание школы – всегда волнительный период в жизни каждого школьника. Дети осознают, что совсем скоро они вступят в новый жизненный этап, но для этого необходимо сдать экзамены. Я-родитель подготовил для Вас тест, позволяющий определить, справляется ли Ваш ребёнок со стрессом, связанным с подготовкой к выпускным экзаменам.
Пройти тест