Что читают и почему?
В ходе исследования, в рамках которого можно было дать несколько вариантов ответов, социологами Института прогрессивного образования было установлено, что помимо произведений школьной программы современные подростки читают книги в жанре нон-фикшн, к которому относится разного рода прикладная литература — всевозможные энциклопедии, книги по психологии, финансовой грамоте, философии, личностному росту, кулинарии и др. Подобного рода литературу выбирает более 85% школьников.
Интересно, что из всего многообразия литературы жанра нон-фикшн самой востребованной темой стала психология: ее предпочли 78,9% подростков, принимавших участие в опросе. Меньшей популярностью пользуются книги по саморазвитию и личностному росту — их читает 68% молодежи, разного рода бизнес-литература — ей отдают предпочтение 39,4% подростков, и литература по сексуальному просвещению — 38,2% читателей. Далее в порядке убывания популярности расположись книги о ЗОЖ и правильном питании: они вызывают интерес у 37% детей, литература по финансовой грамотности — у 29,8%, книги по социологии — у 29,5%. Экономикой интересуются 22,4% ребят, и юриспруденцией и правом — 22,7%.
Менее востребованными среди школьников стали мемуары и истории о жизни известных людей (29,8%), книги исторического жанра (19,9%), а также литература, относящаяся к тематике феминизма и маскулизма (18%).
Такие результаты исследования директор Института прогрессивного образования Анна Маркс объясняет тем, что современные подростки ориентированы, прежде всего, на саморазвитие и на получение практической пользы от прочитанных книг. Немаловажно, что школьники уделяют чтению внеучебной литературы достаточно большое количество времени — до 2,5 часов в неделю.
Гендерные различия в чтении
Социологи отметили еще одну интересную тенденцию: читательские предпочтения детей и подростков зависят от пола. Так, нынешние юноши чаще выбирают литературу о бизнесе и книги научно-популярного характера. В то же время девушки предпочитают читать книги по психологии, феминизму и личностному развитию. Девочкам еще нравятся романы, в которых есть любовь и главная героиня — взрослеющая девушка.
Как быть на одной волне с подростками?
Сближению способствуют общие цели (интересы) и жизненные ценности, поэтому стоит выяснить предпочтения своего чада и хотя бы изредка читать то, что читает он. Обсуждая прочитанное, можно узнать, чем живет подросток, а также заставить его задуматься о чем-либо. Подростки, предпочитающие жанр нон-фикшн, стремятся стать лучше – это особенность возраста и в то же время очень удобный момент, чтобы не только увлечь их чтением, но и поддержать и направить.
Не старайтесь ориентироваться на списки литературы для внеклассного чтения из своего детства. Чтобы сократить разрыв между поколениями, нужно читать и обсуждать дома и в школе новые литературные произведения.
Родителям в помощь
Именно родители способны привить детям любовь к чтению. Заметьте, в основном читают те парни и девочки, у кого дома много книг, и кто видит читающих родителей.
Как можно дольше читайте с детьми вдвоем, не принуждая их к чтению, пока потребность читать не превратится для них в занятие «для души». Обратите внимание на книгу французского педагога Даниэля Пеннака «Как роман» — она о том, как полюбить чтение. Автор научил своих учеников любви к чтению, применяя описанные в книге методы.
При желании каждый родитель может найти способы увлечь чтением подростка, чтобы показать ему этот удивительный мир.
Татьяна Богачева
Фото с сайта mos.ru
Наверняка, у вашего ребенка есть друзья. У кого-то их меньше, у кого-то больше, но так или иначе компания, которая окружает человека, влияет на него. Велико ли влияние друзей на вашего ребенка? А может быть, для него важнее ваше мнение? И не растворяется ли во влиянии окружающих личность самого ребенка? Ответить на эти вопросы поможет наш тест.
Пройти тест