Вопрос специалисту
Памятка для родителей. Как поднять самооценку ребенку «с недостатками»

Памятка для родителей. Как поднять самооценку ребенку «с недостатками»



Памятка для родителей. Как поднять самооценку ребенку «с недостатками»

Адекватный уровень самооценки – это важнейшая составляющая развития каждого человека. Благодаря самооценке каждый день преодолеваются трудности и препятствия. Особенно актуальна проблема самооценки для детей школьного возраста. Но что делать, если у ребенка имеется некий недостаток (замедленное умственное развитие, косоглазие, эпилепсия, малый рост, уродливое родимое пятно или деформация какой-либо части тела), который почти всегда формирует у ребенка комплекс неполноценности и заниженную самооценку? «Я-родитель» попытался составить поведенческую памятку для родителей, которые столкнулись с этой проблемой.

Главное - отношение родителей

Чтобы ребенок с дефектом рос общительным и счастливым, родители должны радоваться ребенку и гордиться им. Возможность общаться с другими детьми с ранних лет – обязательное условие! Маленькие дети не обращают внимания на внешние дефекты, поэтому ребенок с каким-либо недостатком не будет чувствовать себя «чужим» в обществе других детей, а в дальнейшем сложившаяся манера поведения естественным образом перенесется и в другие коллективы.

Если с самого начала родители стыдятся внешности своего ребенка, не позволяют ему общаться с другими детьми, он вырастет замкнутым, недовольным и будет считать себя неполноценным. Но если они будут считать его недостаток чем-то незначительным, будут себя вести с ним, как с нормальным ребенком, позволят ему ходить повсюду, как другим детям, не будут волноваться из-за чужих взглядов и «тихих» замечаний, то ребенок будет считать себя самым обычным ребенком.

А что касается любопытных взглядов, указующих пальцев и шепотков, ребенку все равно придется к ним привыкать, и чем раньше, тем лучше. И если ребенок постоянно сидит дома и лишь иногда выходит на улицу, он будет особенно чувствителен к такому проявлению внимания со стороны незнакомых людей.

Как определить низкую самооценку у ребенка?

Первые признаки низкой самооценки у ребенка – это чрезмерная обидчивость, застенчивость, замкнутость. Понаблюдайте за поведением ребенка в его привычной среде обитания – в детском саду или в школе. Если ребенок играет, смеется вместе со всеми, он достаточно уверен в себе. Есть и простое упражнение для определения самооценки. Напишите на маленьких листочках различные прилагательные – умный, глупый, злой, хороший и так далее. Попросите ребенка нарисовать себя и своих друзей, а затем распределить листочки между ними. Если ребенок забрал для себя отрицательные качества – это повод задуматься. Эксперты утверждают, что у детей дошкольного возраста самооценка, как правило, завышена. Но физические или умственные недостатки могут лишить его веры в себя и свои силы.

Определите возможности

Ребенок с проблемами в развитии, по возможности, должен находиться рядом с детьми, похожими на него. Родителям будет сложно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне, если он учится хуже всех в классе по независящим от него причинам. Если устроить ребенка в специализированное учреждение или коррекционный класс не представляется возможным, нужно предъявлять к нему посильные требования. Родители должны поговорить с классным руководителем, психологом и другими специалистами, чтобы определить возможности ребенка. Даже для ребенка с обычным заиканием план обучения должен быть индивидуальным. Логично, что при нарушениях речи, школьник не сможет рассказать устный материал наравне с другими.

Домашняя работа

Самооценку ребенка нужно начинать формировать внутри семьи, чтобы потом результаты этой работы (а это именно работа) сказывались на поведении ребенка при общении со сверстниками. Фразы, вроде «Что мне с тобой делать; у всех дети, как дети, а ты мое наказание», необходимо раз и навсегда исключить из употребления. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми. Любые успехи должны поощряться. Тем не менее, нельзя «принижать» ребенка. Требования к выполнению заданий, физических упражнений должны соответствовать его состоянию. Если родители будут оправдывать неудачи даже в тех делах, где ребенок мог добиться успеха, в нем сформируется чувство жалости к самому себе. Это не повысит самооценку. Родители могут придумать список домашних обязанностей, выполняя которые ребенок сможет продемонстрировать свои положительные качества и умения. Секции, кружки, любые внешкольные занятия, интересные ребенку, также помогут ему реализоваться. Главное, чтобы он понимал: в чем-то он тоже может быть лучшим.

Помогите завоевать авторитет

Для ребенка любого возраста важно отношение к нему сверстников. У родителей есть возможность помочь завоевать ребенку авторитет. Для детей большую роль играют обычные вещи – одежда, игрушки. Если у семьи есть материальные возможности, модный костюм или новая кукла могут помочь «стать своим», но здесь очень важно не переусердствовать и не воспитать хвастунишку. Важно, чтобы у ребенка была не самая дорогая кукла, но кукла, которая будет не хуже, чем у других.

Ну а что делать, если возможности покупать малышу модную одежду и самые современные гаджеты, нет? Проявлять фантазию!

Еще один способ стать своим в компании, не требующий больших материальных затрат - организация праздника. Попробуйте вместе с ребенком придумать программу, конкурсы, которые понравятся его друзьям. Это поможет родителям понаблюдать за отношениями, которые складываются между ребенком и его друзьями. Так станет яснее, с какими проблемами нужно работать. Часто хорошие отношения со сверстниками не получаются вовсе не потому, что у ребенка некрасивая родинка на лице или плохое произношение согласных, а из-за особенностей его характера. Грубость, заносчивость и другие отрицательные качества можно скорректировать.

Мотивируйте

Ребенок также должен знать, что отвечать сверстникам, если они будут высмеивать его недостатки. Он должен уметь адекватно воспринимать насмешки, не принимать их близко к сердцу и не зацикливаться на них. Определите сильные стороны и качества малыша и постоянно напоминайте ему о них. Рассказывайте как можно чаще об исторических личностях, для которых недуги не стали помехой. Например, о Стивене Хокинге, известном физике, которому болезнь не позволяет ни ходить, ни говорить.

В современном мире место найдется каждому. Люди с умственными и физическими недостатками находят работу, реализуют себя в творчестве и спорте. Часто их подстегивает мысль: «Природа дала мне меньше, чем остальным, но я смогу сделать больше!» Именно поэтому родители должны своевременно задуматься о формировании правильной самооценки у ребенка. И тогда шансы на то, что из него вырастет целеустремленный и талантливый человек, увеличиваются многократно.

Елена Кононова

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка
Пройти тест