Вопрос специалисту
Подготовка к ЕГЭ: как избежать ошибок

Подготовка к ЕГЭ: как избежать ошибок

Подготовка к ЕГЭ: как избежать ошибок


Совсем немного времени осталось до старта ЕГЭ в нашей стране, и это не только итоговая проверка знаний — результаты экзаменов становятся пропуском в вузы, поэтому важно получить высокие баллы по выбранным дисциплинам. Каждый балл может стать решающим, а значит, нужно быть максимально сосредоточенным и уверенным в своих знаниях. Другими словами, к ЕГЭ нужно быть готовым.

Когда нужно начинать подготовку. Подготовка к ЕГЭ занимает минимум три года: 9, 10 и 11 классы. Прекрасно, если ребенок мечтает о той или иной профессии с детства, имеет любимые предметы, углубленно изучает профильные, участвует в олимпиадах и занимается с репетитором. Это — идеальный вариант.

Но бывает по-другому, когда школьник не может определиться со своим будущим. И даже после сдачи основного государственного экзамена в 9 классе (ОГЭ) он может понять, что выбранные предметы ему не интересны. Определенности нет и в 10 классе, или появляется интерес к совершенно другим предметам.

Нужно сказать, что менять выбор – нормально. Гораздо хуже продолжать дополнительные занятия по нелюбимым предметам и доводить свое отношение к ним до ненависти.

Другими словами, два года подготовки к ЕГЭ – распространенная практика. Она позволяет сделать её системной и обдуманной. Если же в запасе остаётся только один год (11 класс), то даже при очень большом желании и способностях подготовка не даст полноценных результатов, так как основывается не на глубоком усвоении, а на удерживании большого количества информации. Опыт репетиторов подсказывает, что в этом случае можно рассчитывать на средний показатель в 60-70 баллов, что закроет двери в престижный вуз.

Итак, в 9 классе наступает время серьезного разговора о будущем с целью точного профессионального определения. Не давите на ребенка, не напоминайте о потраченных времени и средствах при подготовке к ОГЭ, а дайте выбор и возможность осознать его.

Школа или репетитор? В школах проводятся факультативные занятия, кружки. Некоторые учебные заведения предлагают обучение в профильных классах, определяя целиком направление для 10-11 классов.

Родители оплачивают услуги репетиторов, причем здесь также есть выбор: индивидуальные или групповые занятия. Принято считать, что репетитор – лучший вариант, однако на самом деле это не так.

Лучшим вариантом является регулярная подготовка. Ребенок должен «вжиться» в предмет, стать его частью, научиться думать терминами учебного предмета. А для этого 1-2 занятия в неделю с большим количеством проработанного материала недостаточно.

Любой школьный предмет сродни иностранному языку: термины, формулы, особенности. Занимаясь понемногу ежедневно, ребенок входит в мир этой дисциплины, свободно ориентируясь в нем. Каждая новая тема как пристройка в знакомом доме, когда неизвестно только что-то одно. Изучить небольшой объем — не проблема.

Репетитор подбирает уникальные индивидуальные формы работы с ребенком, выстраивая его личный маршрут и следя за движением. Он найдет возможность объяснить сложные темы, увидит западающие точки.

Однако занятия с репетитором основаны на комфортной организации процесса, а сам ЕГЭ – явление стрессовое. Попадая в незнакомое шумное место, ребенок часто не в состоянии сосредоточиться даже на простых заданиях.

Причина многих ошибок на ЕГЭ часто кроется в психологическом дискомфорте.

Специалисты считают, что подготовка к ЕГЭ должна включать несколько форм:

  • уроки в школе, позволяющие обобщенно видеть учебный материал и оценивать быстроту и глубину своих мыслей;
  • школьные дополнительные занятия, где задания выполняются в небольших группах в условиях шума и частого отвлечения;
  • занятия с репетитором, построенные по индивидуальному образовательному маршруту;
  • самостоятельные занятия дома — повторение материала и выполнение заданий ЕГЭ прошлых лет.

Прекрасно, если занятия будут проходить ежедневно в разных форматах.

Как готовиться к ЕГЭ. Подготовка – комплексный процесс, который включает несколько важных нюансов:

  1. Нужно знать особенности построения заданий и оформления ответов по каждому предмету, так как неправильно записанный ответ просто не засчитывается. Сюда же нужно отнести и балльную оценку заданий. Некоторые дети делают акцент на простых заданиях и их количестве, только потом переходя к сложным и «дорогим». Другие — наоборот, берутся за сложные, пока есть время и силы, потом возвращаются к простым. Выбрать тактику поможет тренировка и правильная оценка своих возможностей и работоспособности.
  2. Вдумчиво и осознанно изучать новый материал, закрепляя знания выполнением большого количества разнообразных заданий.
  3. Многократно повторять материал, используя большое количество разных заданий, доводя некоторые до автоматического выполнения. Только в этом случае можно гарантировать, что знания перейдут в активную долговременную память.
  4. Готовиться к мозговому штурму в разных условиях, а не только в комфортных с репетитором. Для этого необходимо участвовать в большом количестве пробных ЕГЭ, олимпиадах, конкурсах — любых испытаниях, предполагающим демонстрацию знаний в разных условиях, включая ограничения во времени.

При подготовке к ЕГЭ нет мелочей. Ребенок может растеряться, неправильно распределить время, отвлечься на мелочи и сконцентрироваться на негативе, забыть особенности оформления, перепутать ответы. Всё имеет значение.

Очень важно, чтобы в период активной подготовки ребенок соблюдал режим труда и отдыха, не перегружая психику. Работать на пределе возможностей очень опасно.

Простые правила подготовки к ЕГЭ

  • Составить индивидуальное расписание «встреч» с учебным предметом: репетитор, уроки в школе, дополнительные занятия, самостоятельные занятия (даже непродолжительные — от 15 до 30 минут).
  • Участвовать в вебинарах, олимпиадах, лекциях. Здесь есть возможность закрепить знания и узнать что-то новое.
  • Обеспечить себя большим количеством методических материалов: задания к ЕГЭ прошлых лет, учебники и дополнительная литература, сайты подготовки к ЕГЭ, тематические группы. Однако не следует слепо доверять интернету — информация может быть недостоверной, нужно её перепроверять.
  • Вести чек-листы, фиксируя изученные темы и их повторение в разных формах.
  • Решать тренировочные варианты на время. Для этого можно использовать задания прошлых лет или свежие задания. Учиться быстро оформлять бланки, не обращать внимание на камеры, чувствовать время. Это поможет снизить стресс. На время тренировки отключать телефоны и стараться объективно оценивать свои возможности и состояние.

Важно помнить, что у человека всегда есть возможность что-то исправить или изменить, даже если результат окажется неожиданным.

Светлана Садовникова

Фото с сайта rtek24.ru

Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.
Пройти тест