Вопрос специалисту
Продуктивная среда: как развить у детей мотивацию к творчеству

Продуктивная среда: как развить у детей мотивацию к творчеству

Продуктивная среда: как развить у детей мотивацию к творчеству


В современном мире человеку, помимо развитого интеллекта, важно оригинально мыслить, ориентироваться в обстановке, выгодно подавать себя. Для этого надо учить детей творить, любить неизвестное и новое, давать волю фантазии.

Творческие люди — новаторы. В жизни они нередко проявляют изворотливость и смекалистость, выходя из затруднительных ситуаций, часто импровизируют и редко «опускают руки».

Игра. Для формирования творческого потенциала важную роль играет среда — то, что ребёнка окружает, чем он занимается, с кем общается, и первая ступенька в этом процессе — игра. Роль родителя — не подкидывать идеи, а обеспечить развивающим материалом — безопасными предметами, играми, игрушками, а уж о развитии своего мышления ребенок позаботится самостоятельно. Малыш делает, например, из палки то ружье, то коня, то ракету. Он – экспериментатор, и как любому изобретателю, ему нужна независимость и простор для творчества, которое формируется из накопленных эмоциональных впечатлений.   

После трёх лет детям полезны и интересны игрушки, у которых что-то крутится, щёлкает, нажимается и переключается. В этом возрасте они с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры с характерными атрибутами: в пиратов, военных, врачей, используя бинокли, пистолеты, шлемы, игрушечные фонендоскопы, очки... Ребенок в процессе игры подражает другому человеку или персонажу, осваивает эмпатические навыки.

У четырёхлетних детей появляется потребность в совместной игре со сверстниками, и задача родителей — обеспечить это общение, если ребенок не ходит в детский сад.

В игре, которая сопровождается эмоциональным подъемом, включением воображения, удовольствием, ребёнок тренирует навыки, которые будет реализовывать в жизни.

Образование. Творчество неотделимо от знаний, умений, любознательности. Чем больше знает ребенок, тем шире полёт его фантазии. Люди творческие очень часто интересуются разными сферами жизни. Так, Леонардо да Винчи, например, был не только художником, но и математиком, механиком, фехтовальщиком, физиологом, танцором и певцом. Гете был не только поэтом: он увлекался живописью, скульптурой, был актером, режиссером, астрономом и юристом.

Семья. Если в семье читают, лепят, рисуют, танцуют или поют, то вероятность того, что ребенок «заразится» творческой атмосферой, достаточно велика. Примеров этому великое множество.

Часто у родителей, заботящихся о благополучии семьи, на духовное развитие и себя, и детей нет уже ни сил, ни времени, а подчас и желания. А ведь именно через творческую деятельность ребенок учится воспринимать и ценить прекрасное, быть чутким и отзывчивым к окружающему миру.

Как известно, навыки развиваются в деятельности, поэтому детей с ранних лет нужно приобщать к самостоятельному труду, поощрять получение опыта, расширять круг общения.

Именно родители, думая о будущем ребенка, должны позаботиться о воспитании в нем трудолюбия и требовательности к себе. Надежда на то, что придет время — будет трудиться, не состоятельна — пустившую корни лень побороть очень непросто.

Отсутствие терпения, усидчивости, поддержки со стороны близких препятствуют развитию творчества.

Как развивать творческие способности. Практикуйте игры на воображение: рассматривайте с ребенком облака и говорите друг другу, на что они похожи. Или ставьте кляксы красками, а затем дорисовывайте их до хорошо узнаваемых предметов. В абстрактных узорах ищите какие-либо знакомые фигуры. Рисуйте человечков из цифр ли геометрических фигур.

Игры на быструю реакцию. Надо завести таймер на каждые полминуты и произносить по очереди слова на определенную букву. На ком прозвенит сигнал, тот придумывает свои правила: к примеру, говорить слова только слова со слогом «мы», слова без какой-либо буквы, слова исключительно мужского рода и т. д.

Фантазирование. Пробуйте рассказывать друг другу известные сказки с разными вариантами концовки.

Можно совместно придумывать истории — с каждого по одному предложению. И так несколько раз, чтобы получился рассказ.

Из пары слов, далёких по смыслу, составляйте распространённое предложение.  Например, со словами «дочь» и «шайба» можно составить предложение: «Когда мы идём на хоккей, дочь всегда кричит: «Шайбу! Шайбу!».

Придумывать необычное применение самым обычным предметам.  Победит тот, кто расскажет о самых невероятных!

Уважаемые родители, занимайтесь с детьми: вырезайте, лепите, готовьте, чеканьте, вяжите, плетите, вышивайте.  Учите тому, что умеете сами и закрепляйте то, что в ребенка вложили в школе. Время на совместное творчество не жалейте! Творческие навыки пригодятся ребенку во всех сферах жизни, будут благотворно влиять на его социализацию, на место в жизни. 

Анна Сафина

Фото с сайта formyangel.ru

Безопасно ли моему ребенку в Интернете? – таким вопросом задается большинство родителей. А между тем, нередко безопасность детей в Интернете зависит от поведения самих родителей. Мы предлагаем вам ответить на несколько несложных вопросов и понять, насколько верны ваши действия. Тест предназначен преимущественно для родителей детей среднего школьного возраста.
Пройти тест