Главная «работа» маленького человечка – исследование мира, в котором он живет. И чем старше он становится, тем активнее и разнообразнее происходит процесс познания – так устроен детский мозг. Детская любознательность практически не знает границ: даже грудному малышу хочется рассмотреть каждый предмет, попадающий в поле его зрения, непременно потрогать его и даже попробовать на вкус. А поскольку единственно доступным и понятным способом получения новых знаний для ребенка является игра, то именно от родителей зависит, насколько эффективным и полезным для ребенка станет процесс познания. Какие игры и игрушки помогут малышу сориентироваться в окружающем мире, а в дальнейшем – и в жизни?
Если грудничку в первые месяцы жизни вполне хватает ярких звучащих игрушек, то уже через год малыша интересует более сложная и разнообразная деятельность. Причем годовалый ребенок еще не умеет различать, где «понарошку», а где «взаправду». Для него игра и реальность неразделимы. Вспомните, например, игру в «прятки», когда малыш закрывает лицо ладошками: он уверен, что действительно спрятался, и его никто не видит. Или ту же популярную детскую забаву «идет коза рогатая»: в сложенных мамой пальчиках он и правда видит козу, которая собирается его забодать. И когда ваша маленькая дочка кормит куклу, она убеждена, что кукла живая и на самом деле хочет есть.
Позднее, примерно к трем годам, ребенок постепенно начинает понимать, что игра – это условное действие. Например, трехлетняя девочка уже кормит куклу «понарошку», накрошив в тарелку бумажек и используя в качестве ложки палочку или карандаш. А у мальчика любимый мишка в одной игре может быть водителем грузовика, а в другой – космонавтом.
Кстати, именно в трехлетнем возрасте у ребенка происходит осознание собственного «я». Теперь малыш знает, что есть он, а есть весь остальной мир: родители, соседи, друзья в детском садике, кошка во дворе и т. д. Есть девочки и мальчики, взрослые и дети. Исходя из этого нового знания меняется и характер детских игр: в арсенале малыша появляются сюжетно-ролевые игры. Их появление – это результат наблюдений за другими людьми, животными, явлениями. Так, например, девочки с удовольствием играют в дочки-матери, точно так же заботясь о своих куклах-дочках, как заботятся о них мамы. А мальчики в своих играх становятся то водителями, то пожарными, то строителями, копируя деятельность взрослых. Причем, малыши не просто механически копируют поведение того или иного человека, но и отлично импровизируют в процессе игры, каждый раз придумывая новые сюжеты. И атрибутами для игр может стать все, что угодно: безграничное детское воображение из того же карандаша в одной игре сделает ложку, в другой – градусник для заболевшей куклы, в третьей – космическую ракету.
Перефразировав известную поговорку, можно действительно нарисовать психологический портрет малыша. Вы всегда обращаете внимание, в какие игры играет ваш ребенок? Вопрос не праздный. Иногда родители, накупив огромное количество игрушек, считают свою миссию выполненной: пусть малыш играет, как хочет – лишь бы был чем-то занят. Но давайте не будем забывать, что в своих играх дети копируют нас, взрослых, причем необязательно – только родителей, ведь с возрастом круг общения у детей постоянно увеличивается. Обратите внимание, не только во что, но и как играет ваш малыш, понаблюдайте за его словами и действиями. Ребенок, занятый игрой, всегда искренен, поэтому если вы заметили в его обращении с игрушками какой-то негатив (например, злость или агрессию), не пропускайте этот тревожный звоночек. Это довольно серьезный повод для того, чтобы вспомнить, где именно ребенок мог увидеть и скопировать подобную модель поведения, и либо пересмотреть собственные действия, либо оградить его от негативного общения с другими людьми.
Детские психологи часто приводят хрестоматийный пример, когда во время праздника в детском саду пятилетние малыши радостно поднимали кружки с компотом и чокались друг с другом. Разумеется, этот синхронный жест возник не на пустом месте – дети просто скопировали модель поведения взрослых. И это, пожалуй, самая безобидная иллюстрация того, как малыши во всем подражают взрослым.
Редкий случай, когда народная мудрость оказывается неправа. Занимать ребенка чем попало, лишь бы он не приставал к взрослым с расспросами, по меньшей мере, бесполезно. Те же интерактивные игрушки мало что могут дать любознательному малышу в плане развития. Просто потому, что весь алгоритм действий в них запрограммирован заранее, и выйти за пределы конкретной программы ребенок не сможет. Впрочем, и взрослый – тоже, так уж устроены эти электронные забавы. Их принцип не то чтобы слишком прост – он примитивен: «нажми на эту кнопочку – загорится лампочка, нажми на другую – заиграет музыка». Навязывание стереотипных действий, скорее, похоже на выработку условных рефлексов – какое уж тут развитие! Вы же не хотите вырастить из ребенка робота, не способного стратегически мыслить, анализировать информацию и принимать верные решения?
Стало быть, вовсе не обязательно тратить немалые деньги на дорогие электронные игрушки. Главное, чтобы они были действительно развивающими, а не только назывались таковыми. К числу по-настоящему развивающих игр можно смело отнести все то, что позволяет ребенку научиться чему-то полезному. Это может быть конструктор, лото, домино, настольный футбол или хоккей, мячи, наборы для детского творчества – словом, все то, благодаря чему малыш сможет получить новые навыки, знания и позитивный опыт.
И еще один важный момент, который необходимо учитывать: игра для дошкольника – это не только способ познания мира, но и способ самовыражения. От того, какое место в игре отводит малыш себе и другим детям, насколько он умеет ладить со сверстниками в процессе совместной забавы, зависит его будущая самооценка, дисциплина, коммуникабельность, умение ставить цели и достигать их. Ограничивая детские игры и пытаясь заменить их серьезной информацией об окружающем мире, взрослые (разумеется, неосознанно, из лучших побуждений) не просто лишают ребенка радости и веселья – они таким образом тормозят развитие личности в целом. Поэтому давайте не будем торопить наших малышей: пусть они наслаждаются разнообразными, интересными и полезными играми, а мы поможем им в этом, направив их деятельность в конструктивное русло.
Светлана Жаркова