Социальные проблемы.
Некоторые дети могут испытывать тревогу перед возможными конфликтами со сверстниками, могут ощущать себя изгоями или на самом деле быть таковыми. Как правило, дети скрывают от родителей свои социальные проблемы, боясь их усугубления. Каждый новый день вызывает страх новых обид и унижений.
Решение:
предложите ребенку обсудить его страхи и переживания. Используйте для этого приемы активного слушания или метод историй, следите за детской реакцией на рассказы. Если почувствуете проблему, то обратитесь к психологу за результатами социометрии. Учите ребенка не молчать о проблеме и вместе искать пути решения, если страшные опасения подтвердятся. Параллельно помогите ребенку развивать навыки общения через ролевые игры или участие в групповых мероприятиях, где он сможет чувствовать себя комфортно. Найдите то дело, где можно проявить себя, ощутить радость признания и успеха.
Чувство потерянности.
После каникул, насыщенных выходных или длительной болезни возвращение к повседневной жизни может восприниматься как мощный стресс. Ребенок может чувствовать, что утратил связь с учебным процессом и коллективом, и не понимает, с чего начать. Он не знает, как встретит его класс, что произошло за время его отсутствия. Он боится перемен.
Решение:
создайте расписание, в котором будет четко прописан учебный процесс на первое время после отсутствия в классе. Постарайтесь разбить задачу на небольшие шаги, чтобы ребенку не было так страшно вводить себя в ритм учебы. Посоветуйте ему вступить в активный диалог с одноклассниками, чтобы быть в курсе школьных событий. Предложите вариант маленького праздника по поводу первого школьного дня. Постарайтесь максимально насытить позитивом его возвращение в школу.
Перемены в окружении.
Изменения в школе – такие, как переход в новый класс, смена учителя или классного руководителя, появление в классе активных новичков – могут пугать ребенка. Он может чувствовать себя неуверенно в новой обстановке и переживать из-за того, что придется адаптироваться. Перемены часто пугают детей, так как предусматривают преодоление трудностей.
Решение:
посетите школу вместе с ребенком, познакомьтесь с новым учителем и классом, поговорите с другими родителями о школьной жизни. Поддерживайте открытый диалог о произошедших изменениях и будьте готовы обсудить их с ребенком. Это поможет школьнику адаптироваться и снизит уровень тревожности.
Если детские страхи не исчезают, и ребенок продолжает испытывать сильное волнение по поводу школы, возможно, стоит обратиться за помощью к психологу, который поможет разобраться в ситуации и разработать индивидуальный подход. Главное – быть рядом и поддерживать, показывая, что вы готовы помочь преодолеть любые трудности.
Светлана Садовникова
Фото с сайта camh.ca
Дети не могут управлять своим гневом и идти на уступки. «Я-родитель» предлагает вам пройти тест на определение уровня конфликтности своего чада и узнать, какая помощь нужна ему со стороны взрослых.
Пройти тест