Юмористические воспитательные приемы
Давайте разберемся в терминологии юмора, чтобы ненарочно не перегнуть палку и не обидеть собственных детей.
Юмор – это шутка или готовая история, способная безобидно выставлять странности ситуации.
Обратите внимание на слово «безобидно». Это значит, что никто не должен быть обижен. И тот, кто юморит, и тот, на кого направлен этот юмор, должны получить положительные эмоции. Это очень важно.
Злое высмеивание пороков никакого отношения к воспитанию детей не имеет: не нужно высмеивать собственных детей.
Как нельзя смеяться
Нельзя осмеивать ребенка. В воспитательных целях можно смеяться только над отдельной ситуацией.
Высмеивать можно только то, что можно исправить. Нельзя смеяться над физическими недостатками или болезнями.
Не используйте грубые пошлые шутки— это негативно сказывается на внутренней культуре человека.
Не высмеивайте случайный промах ребенка.
Умейте смеяться над собой.
Рассказывайте ребенку смешные истории из своей жизни.
Все шутки должны быть добрыми.
В воспитании можно использовать несколько юмористических приемов:
Намек – указание на какой-то факт, сходный по смыслу с тем, что совершил ребенок. Важно не называть ребенка или само событие, а указать на него. Это поможет снять напряжение и не обидеть ребенка, направляя на правильные действия. Намек особенно результативен в дошкольном возрасте, он позволяет заменить назойливые нравоучения и избежать возможное проявление упрямства
Примеры:
Ситуация |
Нравоучения |
Намек |
Ребенок сел за стол, не помыв руки. |
На руках скапливаются микробы…. |
У одной моей знакомой сын не моет руки, и у него постоянно болит живот. В нашей семье никто так не делает. |
Ребенок прошел в дом в грязной обуви |
Нельзя входить в дом в обуви… |
Мне кажется, что КТО-ТО пробрался в наш дом, прошел по квартире обутым и испачкал полы. Думаю, что это кто-то чужой. В нашей семье никто так не делает. |
Ребенок не повесил свою одежду. |
Нужно вешать одежду, чтобы она не мялась и была опрятной. |
Там одежда чья-то упала со стула и если ее немедленно не повесить, то она к утру будет мятой. Ну-ка давайте каждый проверим свою одежду. |
Ирония – это способ ухода от прямого назначения события или явления. Уметь смотреть на жизнь с иронией – прекрасное качество. При работе с детьми может быть полезен метод Гарри Поттера, когда с помощью волшебной палочки к объекту страха добавлялись детали, которые делают его смешным. Помните, как у паука появлялись ролики, а страшный учитель появился в женском платье? Смех – вот что позволяло герою избавляться от страха.
Иронизировать, значит, уметь делать ситуацию смешной. И здесь фантазии нет предела.
Шутка, анекдот – смешная история, которая вызывает положительные эмоции.
Если человек не имеет чувства юмора, то это не его вина, а воспитание. А если дело в воспитании, то давайте им займемся.
Создавайте шутливое настроение, иногда дурачьтесь с ребенком.
Читайте веселые книжки и смотрите старые мультфильмы, где есть остроумные диалоги и смешные ситуации