Вопрос специалисту

Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?



Советы родителям: как помочь ребенку играть свободно?

Я – Родитель уже рассказывал о том, что такое свободная игра, и почему она важна для гармоничного развития ребенка.

Свободная игра учит детей принимать решения, прорабатывать различные эмоции, в том числе негативные, но главная ее заслуга в том, что она помогает раскрывать творческий потенциал ребенка.

Что же конкретно мы, родители, можем сделать, чтобы свободная игра стала частью жизни наших детей?

Шаг 1: Осознаем необходимость изменений

осознаем необходимость изменений

В настоящее время детские психологи не только в России, но и во всем мире, хотят вернуть свободную игру детям. Считается, что ее отсутствие – одна из причин инфантильности, в которой так часто обвиняют новое поколение.

«Когда вся жизнь еще маленького человека спланирована до минуты и состоит только из дел, для обычной игры нет места. Поэтому осознать, что свободная игра просто необходима вашему ребенку, – это первый, самый главный шаг к здоровому детству», – считает Елена Пиотровская, эксперт сайта «Я – Родитель» и Президент Ассоциации игровой психотерапии:

Шаг 2: Выделяем время для свободной игры

Когда мы уже решили, что график отпрыска необходимо менять, чтобы дать ему хоть немного свободы, нам следует изменить его часто слишком жесткое расписание, чтобы включить в него свободную игру. Потому что одних благих намерений недостаточно, необходимо включить новый вид активности в жизнь. В это выделенное время ребенок будет только играть. И никто не будет его от этого занятия отвлекать. Ведь игра – это дело серьезное!

Шаг 3: Организуем пространство для свободной игры

организуем пространство для свободной игры

Время для игры – уже, конечно, хорошо. Дети по природе своей существа изобретательные, и всегда найдут, чем заняться. Но ответственный родитель должен еще продумать и место, в котором можно будет рисовать, лепить, строить башни, запускать машинки и укладывать спать кукол. Там должна быть возможность и для творческих занятий, и для активных игр. И, главное, это место должно быть безопасным для ребенка. Ведь предполагается, что он будет играть свободно.

Шаг 4: Подбираем игровые материалы

Очень важно, чтобы игрушки и игровые материалы отражали потребности ребенка в выражении разных чувств и эмоций. С одной стороны, для обучения любви и заботе нужны мягкие игрушки, кукольные наборы с кроватками, одеяльцами, подушечками, кухонная утварь.

С другой стороны, для достижения внутренней гармонии ребенку необходимо выражать, в том числе, и отрицательные эмоции: гнев, агрессию. И для этой цели тоже нужны специфические игрушки: оружие, солдатики. Оказывается, хороши даже такие игрушки, которые, к примеру, можно использовать в качестве боксерских груш.

«Некоторые родители считают, что если ребенок будет играть в агрессивные игры, то он и в обычной жизни будет вести себя агрессивно. На самом деле, все обстоит ровно наоборот: нормальный ребенок, который понимает разницу между игрой и реальной жизнью, проиграв свои отрицательные чувства в игре, в обычной жизни будет вести себя сбалансировано, спокойно», – уверена Елена Пиотровская.

Наконец, третья необходимая разновидность игрового материала – это предметы для творчества: глина, пластилин, мелки, краски. Свободное творчество близко к свободной игре.

Шаг 5: Поддерживаем игру ребенка

Кажется, что все организационные вопросы, имеющие отношение к свободной игре, уже решены: выделено время, организовано безопасное пространство, которое наполнено игрушками, необходимыми для разных игр. Чего же не хватает? Конечно же, включенного в процесс родителя. Да, ребенок будет играть свободно. Но при этом хорошо, чтобы он чувствовал психологическую поддержку мамы и папы, их заинтересованность, связь с ними. Для достижения этого вовсе не необходимо играть вместе.

«Если вас приглашают в игру, то неплохо доброжелательно комментировать игровые действия: «ты кормишь куклу», «ты построил дом»», – советует эксперт сайта «Я –Родитель» Елена Пиотровская. Достаточно просто описывать действия ребенка словами. При этом лучше быть вовлеченным в процесс его игры, то есть не отвлекаться на телефон или компьютер.

Конечно, если действия ребенка будут угрожать ему самому или родителю, и даже игрушкам – их нельзя специально ломать! – должны быть введены ограничения. Но даже вводя эти ограничения, ребенку не следует читать лекции или говорить что-то, что он может расценить как осуждение или неодобрение. Соблюдайте четкое правило: разрушительные действия, если они произойдут, должны быть остановлены.

Как вводить ограничения и останавливать ребенка от разрушительных действий? Это рекомендуется делать в три этапа:

  • признать желание ребенка поиграть в запрещенную игру, с запрещенной вещью или нанести вред игрушке: «Петя, я знаю, что ты очень хочешь сейчас поиграть с этой игрушкой!»;
  • ввести ограничения: «К сожалению, сейчас мы с тобой не можем поиграть с этим»;
  • предложить альтернативу: «Давай поиграем в другую игру».

Шаг 6: Включаемся с удовольствием

И последний, очень важный совет. Не надо пересиливать себя, если в данный момент играть совсем не тянет. Не стоит себя принуждать. Ребенок все чувствует. Если хорошо родителю – хорошо и малышу. К тому же, возможно, через некоторое время вы вновь почувствуете вкус к игре и начнете играть с удовольствием. Совместные игры стоит начать именно с тех, которые близки самим родителям.

Главное, что требуется от родителя – просто разрешить своим детям играть. Скорее всего, все остальное – место, игрушки и даже какое-то свободное время – у вас уже есть.

А правильно подобрать вид игровой деятельности для ребенка поможет тест от Я – Родителя «Какой талант у вашего ребенка»

ПРОЙТИ ТЕСТ!

Наталья Нарышкина

Комментарии:
CAPTCHA
Александра Криуля   4 Декабря 2016, 12:02
Спасибо за статью! А я отличной развивающей игрушкой считаю сортер Пиратский сундук! У старшего сынишки не было сортировщиков,но с рождением второго сына я поняла,что такая полезная игрушка просто обязана быть дома у детей. И выбор непременно пал на Chicco. Во-первых качество исполнения,в этом Chicco нет равных. Плотный,немного даже мягкий пластик сундучка покорил меня в магазине.Яркие забавные фигурки,основных форм,что мы изучаем с крохами тоже никого не оставят равнодушным. Сундучок легко открывать и закрывать,что не маловажно,ведь малыши расстраиваются,если у них не получается что-то, а так же его можно катать за веревочку,от чего мои сынульки приходят в восторг.Игрушка нравится всей семье,она красивая и дружелюбная,как и все игрушки Chicco,с ней можно придумать множество веселых игр,а главное полезных,ведь пиратский сундучок развивает мелкую моторику,логику,зрительную память,смекалку,учит формам и цветам, а что еще нужно для счастья детям и их родителям? Для нас сундучок стал одной из самых любимых игрушек,рекомендуем всем крошкам,она им обязательно понравится!
Ольга Рыжкова   1 Декабря 2016, 12:42
Спасибо очень интересная статья, соглашусь что развивать малышей нужно с самого рождения, поэтому первую игрушка у нас появилась когда крохе исполнился месяц. Для такой важной роли мы выбрали прорезыватель марки Chicco в виде бабочки. У нее есть глазки и добрая улыбка. Малыш доволен - подолгу с ней занимается.

Когда мы немного подросли нам подарили ходунки-трансформеры Chicco 123, рассчитаны от 6мес. до 3 лет. Там акая чудесная игровая панель, со светом и звуком, разные кнопочки и вставки. Сейчас нам 2 года и мы пользуемся уже 3 ступенью - каталкой-квадрациклом! Впервые встретила такую универсальную игрушку которая не надоедает!

Расскажу немного о косметики которой мы пользуемся c рождения она тоже марки Chicco - стала замечать что у годовасика появился налет на зубках и купила недавно еще и зубную пасту этой фирмы, она оказалась очень вкусная как конфетка - малой с удовольствием открывает ротик)) Нам очень понравилась! Со своей задачей справляется на ура!
Может кому нибудь пригодятся наши советы, а то порой покупаешь малышу вещь, а она оказывается совсем не нужна))