Свобода, границы, гаджеты
Родители постоянно жалуются на то, что дети сидят дома в компьютерах или телефонах, ничем не интересуются и ничего не делают, их можно с трудом выпроводить погулять. Однако на прогулках ничего не меняется. На детских площадках можно часто наблюдать мальчишек и девчонок, собравшихся в кружок и… смотрящих в свои гаджеты. Периодически они отвлекаются, что-то говорят друг другу и… снова уходят с головой в маленькие экраны.
Для детей игра в приоритете, и они активно бегают, прыгают, ловят мяч, спорят. Если не навязывать им виртуальные игры и соблюдать ограничения по работе с компьютерами, то зависимости от гаджетов не возникнет.
Свобода и ведущие виды деятельности. Помните, как купили ребенку первый телефон? Наверняка для него это было долгожданным и радостным событием, ведь в современном мире с ними удобно, полезно и безопасно. Смартфон – это учеба, игра, общение, навигация, дневник, информация, фотоальбом и многое другое. Он в общем-то призван помогать ребенку познавать мир, а в результате вытесняет реальность.
Что делает ребенок в виртуальном мире? Всё то, что в реальном делали мы в его возрасте. Ведущий вид деятельности не поменялся, поменялась форма. Дети по-прежнему играют, но игры видоизменились: виртуальные сильно отличаются от обычных – в них нет социального взаимодействия. Небольшие задачи для умственного развития присутствуют в некоторых играх, но на этом положительное воздействие ограничивается.
Но как бы не были красивы обычные игрушки, если у ребенка есть выбор, он остановится на девайсах, потому что:
-
они разнообразны;
-
интересны всем сверстникам;
-
понятны – все алгоритмы продуманы;
-
удобны – с ними можно расположиться в любом месте.
Электронные игры динамичны и ярки, и мозговые волны детей находятся на пике активности. Когда ничего самому придумывать не надо, то мысли направлены на достижение цели, и она поддается шаг за шагом. А так как процессы торможения у детей уступают возбуждению, дети незаметно «подсаживаются» на виртуальные игры.
Примерно так же действуют соцсети и мессенджеры. По сути, они реализуют потребность в общении – ведущего вида деятельности детей и подростков. Всё как положено: обмен информацией, эмоциями, чувствами, и общаться можно одновременно с большим количеством людей, даже находящимся на расстоянии. При этом можно показать видео, картинки, дать ссылки, пригласить в игру.
Кажется, что виртуальное общение имеет преимущества, но это не так: оно не даёт возможность слушать и слышать говорящего, уступать право голоса, обмениваться чувствами, видеть глаза собеседника, учиться взаимодействию. И получается, свою основную функцию такое общение теряет.
Оставшись наедине с гаджетами, ребенок, конечно, устанавливает с ними собственные отношения. Очевидно, что он становится зависимым и даже не понимает этого. Другими словами, здесь свобода нашего чада заканчивается.