Вопрос специалисту

Свобода, границы, гаджеты

Свобода, границы, гаджеты


Родители постоянно жалуются на то, что дети сидят дома в компьютерах или телефонах, ничем не интересуются и ничего не делают, их можно с трудом выпроводить погулять. Однако на прогулках ничего не меняется. На детских площадках можно часто наблюдать мальчишек и девчонок, собравшихся в кружок и… смотрящих в свои гаджеты. Периодически они отвлекаются, что-то говорят друг другу и… снова уходят с головой в маленькие экраны.

Для детей игра в приоритете, и они активно бегают, прыгают, ловят мяч, спорят. Если не навязывать им виртуальные игры и соблюдать ограничения по работе с компьютерами, то зависимости от гаджетов не возникнет.

Свобода и ведущие виды деятельности. Помните, как купили ребенку первый телефон? Наверняка для него это было долгожданным и радостным событием, ведь в современном мире с ними удобно, полезно и безопасно. Смартфон – это учеба, игра, общение, навигация, дневник, информация, фотоальбом и многое другое. Он в общем-то призван помогать ребенку познавать мир, а в результате вытесняет реальность.

Что делает ребенок в виртуальном мире? Всё то, что в реальном делали мы в его возрасте. Ведущий вид деятельности не поменялся, поменялась форма. Дети по-прежнему играют, но игры видоизменились: виртуальные сильно отличаются от обычных – в них нет социального взаимодействия. Небольшие задачи для умственного развития присутствуют в некоторых играх, но на этом положительное воздействие ограничивается.

Но как бы не были красивы обычные игрушки, если у ребенка есть выбор, он остановится на девайсах, потому что:

  • они разнообразны;
  • интересны всем сверстникам;
  • понятны – все алгоритмы продуманы;
  • удобны – с ними можно расположиться в любом месте.

Электронные игры динамичны и ярки, и мозговые волны детей находятся на пике активности. Когда ничего самому придумывать не надо, то мысли направлены на достижение цели, и она поддается шаг за шагом. А так как процессы торможения у детей уступают возбуждению, дети незаметно «подсаживаются» на виртуальные игры.

Примерно так же действуют соцсети и мессенджеры. По сути, они реализуют потребность в общении – ведущего вида деятельности детей и подростков. Всё как положено: обмен информацией, эмоциями, чувствами, и общаться можно одновременно с большим количеством людей, даже находящимся на расстоянии. При этом можно показать видео, картинки, дать ссылки, пригласить в игру.

Кажется, что виртуальное общение имеет преимущества, но это не так: оно не даёт возможность слушать и слышать говорящего, уступать право голоса, обмениваться чувствами, видеть глаза собеседника, учиться взаимодействию. И получается, свою основную функцию такое общение теряет.

Оставшись наедине с гаджетами, ребенок, конечно, устанавливает с ними собственные отношения. Очевидно, что он становится зависимым и даже не понимает этого. Другими словами, здесь свобода нашего чада заканчивается.

Границы и гаджет. Смартфоны и компьютеры стопорят детское развитие. Ребенок должен жить и развиваться в естественной среде, а не в виртуальной.

С другой стороны, обойтись без гаджетов в современном мире просто невозможно. И дело не столько в том, что они нужны ребенку для жизни, сколько в том, что это – неизменный атрибут его поколения. Если не хотим ввести ребенка в психологический дискомфорт, мы должны разрешить гаджеты, но установить границы. Правила позволят сделать девайсы и гаджеты друзьями детей, а не врагами его развития.

Установите правила пользования. Сюда войдут функции и время. Это достигается путем договоренности, а экранное время легко проверяется.

Например, для звонков – всегда в доступе или после уроков; для развлечения – определенное время, и его хорошо бы отметить в режиме дня. Даже если ребенок ждет времени «Х», то ему придется занять себя чем-то полезным и интересным. В выборе занятия ему стоит помочь. Можно сделать дела по дому, выполнить домашнее задание, поиграть во что-то, порисовать. Хвалите ребенка, говорите, как цените его помощь и творчество, как вам интересно делать что-то вместе.

Учите ребенка не привязываться к гаджету. Не позволяйте брать с собой во время приема пищи, прогулки, похода в гости, игр. Учите наслаждаться жизнью без электронных устройств. Объясните, что срочных звонков быть не может, если вся семья рядом, а другим он может перезвонить. Что-то посмотреть можно дома на большом экране, а играть в присутствии других людей неприлично. Прогулки на детской площадке также могут обойтись без гаджета. Уходить со двора не разрешается, вы находитесь рядом, а с товарищами нужно играть. Перед сном гаджет отключается. И это правило незыблемо.

Ребенок должен иметь личное пространство, но с гаджетом это сложно. Обратите внимание, что в семье нет секретов, и пароли существуют не от членов семьи, а от посторонних лиц. При этом близкие люди знают пароли друг друга. Учите ребенка жить так, чтобы нечего было скрывать. Фото должны быть пристойными, их можно рассматривать всей семьей, а все приложения – разрешенными. Нельзя читать чужую переписку, и никто в семье этого не делает, поэтому не нужно прятаться и скрываться.

Границы очень нужны ребенку. Как ни странно, но именно они дают ту самую свободу, к которой стремится каждый ребенок. Он, зная, что ему доверяют, соблюдает правила и уверен в уважении к его личному пространству.

Если при ограничении использования смартфонов, планшетов и компьютеров вы сталкиваетесь с агрессией ребенка, то речь уже идет о зависимости. Значит, нужно набраться терпения и справиться с данной проблемой.

Все дети разные, и для каждого существует своя нить и свой мотив – лучше вас никто не знает вашего ребенка.

Светлана Садовникова

Фото с сайта detivmagazine.ru

Чтобы прекратить метания родителей и сделать правильный выбор, мы предлагаем пройти простой тест, который покажет, к какому виду деятельности предрасположен ваш ребенок.
Пройти тест