Уже в детстве мы начинаем отстаивать свое право единолично пользоваться любимой игрушкой, игнорируя предложение взрослых поделиться ею с кем-то другим. Если, поддавшись уговорам, мы отдавали свое сокровище в чужие руки, желание самостоятельно владеть собственностью потихоньку все равно «грызло» нас изнутри. И, одновременно с этим, нам частенько хотелось (и наверняка хочется порой и сейчас!) взять без разрешения что-то чужое, присвоить себе то, что собственно нам не принадлежит.
Впервые задачу «чужое или свое» ребенок начинает решать примерно в возрасте двух лет. И часто именно этот период оказывается без внимания и контроля, так как взрослому тяжело представить, что малыш, не умеющий толком выражать свои мысли и чувства, уже способен претендовать на право собственности по отношению к какой-либо вещи. Родителям кажется, что объяснять ребенку неправильность его поступка, если он взял что-то чужое, нужно в более старшем возрасте. Однако это не так.
Проблему детского воровства в настоящее время изучают особенно пристально. Дело в том, что усиление «материализации» современного мира, отбрасывающей далеко назад духовно-нравственные ценности, значительно обостряет положение дел в этом вопросе. Поэтому практически единогласно специалисты заявляют, что наиболее частой причиной детского воровства является эмоциональное неблагополучие ребенка. В первую очередь сюда можно отнести плохие детско-родительские отношения или отношения между старшими и младшими детьми в семье. Охватывающее малыша чувство тревоги, одиночества и беспокойства, ощущения, что до него никому нет никакого дела, может привести его на путь воришки. Подчеркнем сразу, что в таком случае речь идет не о тщательно спланированной акции воровства, а скорее о своеобразном крике помощи, попытке маленького ребенка обратить внимание взрослых на себя.
Еще одной причиной, порождающей желание «взять чужое», является стремление ребенка самоутвердиться или завоевать авторитет. Так поступают дошкольники, младшие школьники и подростки. При этом последние действуют скорее осознанно и понимают, что их поступок неправильный. Вот только удержать себя им бывает крайне трудно.
Кстати, дошкольники могут, например, взять деньги без спроса для того, чтобы сделать что-то приятное своим близким – купить маме цветы на 8 марта или день рождения. В таких случаях взрослым обязательно нужно сказать о том, что стремление ребенка сделать хороший поступок при использовании плохого (украл, взял без спроса), приносит маме не радость, а боль.
Самые трудные случаи детского воровства связаны с вымогательством. К сожалению, современное детское сообщество может существовать и по весьма жестким законам, требующим от их участников поведения на грани риска. Ситуация осложняется тем, что ребенок, подвергающийся вымогательству, любой ценой будет стараться скрыть правду. Если у родителей закрадывается подозрение, что дело обстоит именно так, нужно срочно привлекать специалистов и защищать своего ребенка!
Говоря о детском воровстве, нужно вспомнить и явление «клептомании», при столкновении с которым необходимо консультироваться с психиатром, так как здесь речь идет о глубинных психических нарушениях, требующих длительной коррекции.
Универсального средства раз и навсегда избавиться от явления «повышенного интереса к чужим вещам» не существует. Но лучше запомнить несколько простых правил, направленных на профилактику возникновения данной проблемы.
- С раннего детства формируйте у ребенка понятия «свое - чужое».
- Не оставляйте без внимания попытки ребенка взять или присвоить себе чужие вещи – обязательно конкретизируйте ЧТО именно он сделал не так.
- Если Вам нужно взять что-то, принадлежащее ребенку, ОБЯЗАТЕЛЬНО спрашивайте его разрешение.
- Учите ребенка умению распоряжаться деньгами, при условии того, что объясняемые принципы управления действуют и на Вас самих.
Психолог Татьяна Ананьева