Учим ребенка строить планы
Мир ребенка отличается от мира взрослых, и одно из отличий – восприятие времени. Для ребенка времени, по сути, не существует. День – это целая большая жизнь, полная переживаний и приключений, зачастую настолько увлекательных, что важные дела просто забываются.
«…Время не любит, когда его убивают…» (Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»)
Конечно же, дошкольникам мало что нужно планировать, но и в них нужно воспитывать уважение ко времени. Ответственное отношение не только к своим, но и к чужим часам и минутам, умение правильно и приятно его использовать – это ключ не только к успеху в деловой сфере, но и к личной эффективности, ощущению счастья и полноте жизни.
В воспитании бережного отношения ко времени помогут сказки. Это может быть «Алиса в Стране чудес» (разговор за чаепитием), «Сказка о потерянном времени», «Пиноккио» и другие. В этих сказках порицается праздность, лень и бесполезная трата времени на бессмысленные развлечения. Не только читайте, но и обсуждайте с ребенком то, как важно дорожить временем.
Определить, сколько времени тратится на повседневные дела, маленьким детям помогут песочные часы. Можно сравнивать, насколько быстрее, чем вчера, ребенок собрался на прогулку, убрал игрушки, сколько минут добавилось на игру в настольный хоккей. Таймер поможет без напоминаний закончить просмотр мультфильмов или начать собираться в секцию или в поликлинику.
Режим дня – своеобразное планирование, которое более-менее соблюдается у детей с рождения, и пользу которого трудно переоценить. Дети по природе своей консервативны: они любят жить по определенному сценарию, и важно не сильно нарушать его, понемногу добавляя новые дела.
С какого времени начинать планировать
Когда дети идут в школу, записываются на дополнительные занятия, то сталкиваются с тем, что опаздывают, не успевают сделать уроки вовремя, тянут время и даже забывают о каких-то мероприятиях. И тут на помощь приходит планирование.
Для начала составляем список дел, отмечая их в специальном блокноте или ежедневнике. Особо важные дела можно отмечать ярким цветом. Те задачи, которые удалось или не удалось выполнить, можно отмечать по-разному. Хорошо бы обсудить, что помогло выполнению поставленных задач, а что помешало, и что нужно сделать, чтобы больше времени хватало на развлечения.
Также можно предложить ребенку вести дневник, чтобы отмечать в нем, сколько времени требуется на то или иное дело, если не отвлекаться, и сколько времени оно занимает с учетом всевозможных перерывов. Такой дневник, например, может наглядно показать: если делать уроки без перерыва на чай, интернет, игры и разговоры по телефону, то выполнение домашних заданий уйдет куда меньше времени, и до «отбоя» останется достаточный промежуток, чтобы посмотреть фильм или поиграть. Также полезно анализировать, какую пользу или радость принесло то или иное занятие, стоило ли оно потраченного на него времени. В общем, без участия взрослых не обойтись.
Зачастую дети хотят посещать слишком много кружков и секций. Не надо спорить – лучше сесть и распланировать вместе с ребенком неделю с учетом посещения всех дополнительных занятий. Посмотрев, что вышло, ребенок сам уберет лишнее.