Развивать навыки самообслуживания. К году малыш может сам, например, попить из бутылочки, вылезти из кроватки, достать игрушку, но мамы или другие родственники не желают этого замечать и продолжают активно помогать ему. Есть случаи, когда мамы и бабушки до школы норовят кормить ребенка из ложки!
Мамы малышей часто выступают в роли скорой помощи: не успел ребенок что-то уронить на пол, мама бросается поднимать, развязался шнурок – спешит исправить ситуацию. Для воспитания самостоятельности необходимо давать ребёнку возможность отслеживать причинно-следственную связь: уронил – надо поднять, пролил – надо вытереть.
Живите под девизом, предложенном супругами Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!».
В полтора года собирать игрушки нужно вместе с ребёнком, и по мере взросления чада его роль в этом процессе должна постепенно увеличиваться, а роль взрослых – уменьшаться. Когда родители вовлекают малыша в уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 года он уже воспринимает это как данность, потому что не помнит времени, когда было по-другому. А вот если ему только в 3-4 года сказать, что пора убирать игрушки самому или даже пока с мамой, то он, конечно, будет протестовать: «С чего это вдруг? Почему игрушки должен собирать я?».
Как можно чаще задавайте себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок может сделать сам?».
Научить одеваться и раздеваться – это очень важный элемент развития самостоятельности. Здесь сама природа поможет: при наступлении известного «кризиса трёх лет» у ребёнка появляется замечательное стремление – «Я сам!». К трём годам дети уже достаточно развиты для того, чтобы освоить надевание всех предметов одежды и застёгивание всех застёжек. Главное – дать им на это время, так как мы же всё время спешим!
Ставьте будильник на полчаса раньше – эти 30 минут буквально через полгода дадут вам самостоятельно одевающегося и раздевающегося ребёнка. К тому же, в садике, собираясь на прогулку, он как следует и шапку наденет, и все пуговицы застегнёт, и обувь зашнурует, пока воспитательница будет в спешке одевать тех, кто сам не умеет.
Минимизировать запреты. Как только кроха начинает действовать, на него тут же обрушиваются родительские запреты: «Поставь на место!», «Не разбей!», «Не трогай!». И по мере того, как возможности ребенка увеличиваются, растет число запретов: «Не ходи туда, стой, отдай, положи».
Говорите «нет» в 7 раз реже, чем «да». Запрет должен быть, когда действия ребёнка угрожают его жизни и здоровью. Запрещая, обязательно давайте аргументацию – так вы научите ребенка думать.
Ребенок не может развивать самостоятельность под неусыпным контролем и постоянным давлением взрослых! В таких условиях пропадает тяга к познанию мира и желание что-либо делать.
Воспитание самостоятельности требует много времени, терпения, усилий от родителей и ребенка, но позвольте своему чаду пройти этот путь, сказать: «Я могу!», ощутить тот самый сладкий вкус победы, почувствует свою самоценность как можно раньше!
Соня Шевченко
Фото с сайта eirinika.gr
Зависит ли ваш ребенок от чужого мнения? И если да, то сильна ли эта зависимость? Наш психолог Анастасия Вялых составила тест, который поможет вам найти ответ на эти вопросы и получить полезные рекомендации.
Пройти тест