30.09.2015 11:33
Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики развития ребенка, сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.
Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать самостоятельность ребенка. Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.
Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень свободы в игре.
Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.
Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.
Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?
Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.
Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.
Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.
Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.
Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).
Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.
Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.
Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.
В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.
Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.
Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.
Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.
Что понадобится?
Ход игры:
С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».
Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.
Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.
Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»
Что понадобится?
Ход игры:
«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.
Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.
Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.
Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.
Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.
Комментирует Ирина Григорьева, психотерапевт, эксперт сайта «Я – Родитель»:
«На мой взгляд, методика Никитиных очень удачно подходит для работы по развитию внимания и мышления ребенка. Это сама по себе полезная методика, плюс которой еще и в доступности материалов. Однако, если рассматривать подход Никитиных более подробно, то авторы имеют ввиду целую систему. И вот в этом случае нужно быть аккуратнее, потому что универсальных подходов нет, а слепое следование какому-то одному подходу до добра не доводит, здесь нужно быть уверенным, что он подходит именно вашему ребенку.
Из минусов методики можно отметить то, что интенсивное закаливание ребенка с самого раннего детства не всегда идет ему на пользу. Оно может сыграть в другую сторону, поэтому важно не переусердствовать и тонко чувствовать грань. Никитины были сторонниками того, чтобы как можно меньше связываться с врачами или даже вообще не связываться. Но если ребенок заболел, то лучше не применять самолечение и обратиться к помощи профессионалов.
Также Никитины придерживались той точки зрения, что развитие надо начинать как можно раньше. На мой взгляд, развитие должно быть постепенным: не стоит из своего ребенка стремиться сделать вундеркинда. Если вы будете прилагать все усилия, чтобы малыш прыгал из первого класса в третий или пришел в школу сразу во второй, вы нарушите основные этапы социализации ребенка. А детям необходимо детство.
Именно поэтому с подходом Никитиных нужно быть осторожными и применять его «фрагментарно», в качестве развивающих методик и игр».