Вопрос специалисту
Расскажите своему ребенку, как работать с памятью и готовить правильные шпаргалки

Расскажите своему ребенку, как работать с памятью и готовить правильные шпаргалки

Расскажите своему ребенку, как работать с памятью и готовить правильные шпаргалки


За последние двадцать лет человеческий мозг не эволюционировал, в то время как объём информации, который необходимо перерабатывать и запоминать современному человеку, увеличился в несколько раз. Чего уж говорить о школьниках и студентах.
Наступает март. До экзаменов остается всего несколько месяцев и подготовка идет полным ходом. Предлагаем несколько советов вашему ребенку, как помочь памяти зафиксировать весь объем нужной информации и подготовиться к экзаменам:

Связывание по смыслу.
Это только преподавателям кажется, что материал, который они дают, логически выдержан, и, даже позабыв какую-то информацию, школьник легко сможет вывести её содержание, опираясь на причинно-следственные связи. Однако, многое из того, что приходится запоминать - это разрозненные названия стран, городов и имена исторических личностей. Чтобы ничего не упустить, можно связать их первые буквы в какое-нибудь слово, фразу или аббревиатуру. Именно такой способ используется для того, чтобы научить детей названиям цветов радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Использование ассоциаций.
Психологами давно замечено, что лучше всего запоминаются эмоционально окрашенные события или те, которые как-то связаны с ними. Можно использовать эту особенность человеческой памяти, устанавливая ассоциативные связи, например, между историческими датами или экономическими показателями и датами рождения своих родственников. Так, 1861 год - дата отмены крепостного права, и это на сто лет меньше, чем дата рождения твоего отца.

Литературная обработка.
Может быть, изучаемые предметы и не достойны целой поэмы, но несколько строчек они вполне заслуживают. Безусловно, трудно срифмовать между собой названия исторических документов или математические коэффициенты, но если выделить в них ключевые слова, они могут оказаться вполне пригодными для литературного творчества. Именно этот мнемотехнический приём используется при запоминании глаголов-исключений русского языка: «гнать - держать, терпеть - обидеть, видеть, слышать, ненавидеть…» и т.д. Если не получается рифмовать, можно попробовать составить из ключевых слов осмысленную фразу наподобие «Уж замуж невтерпёж».

Художественное оформление.
Запоминание идёт быстрее, если человек использует сразу несколько органов чувств для его восприятия: зрение, слух, тактильные и двигательные ощущения. Например, с этой целью можно проговорить учебный материал вслух и написать несколько раз основные понятия или формулы крупным почерком. Однако самую большую помощь оказывает зрительный анализатор. Человек около 80% информации воспринимает глазами. Высказывание о том, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, как нельзя лучше подтверждает эту закономерность. Анализируя какую-либо информацию, полезно изображать её в виде схем, рисунков и таблиц.

Обобщение и укрупнение.
Ещё один психологический закон установил средний объём кратковременной памяти человека. Он составляет 7 ± 2 элемента. Но память можно обхитрить, если укрупнить единицы запоминания. Например, вместо того, чтобы запоминать отдельные цифры «2», «5» и «7», проще запомнить число «257».

Вспомнить всё.
Иногда проблема состоит не столько в том, что материал не запоминается, сколько в невозможности вовремя его воспроизвести. От волнения и недостатка времени на экзамене человек может забыть даже самые элементарные вещи. Казалось бы, слово так и вертится на языке, но «поймать» его не удаётся. В подобных ситуациях необходимо переключить внимание на что-нибудь другое, и нужное название, не чувствуя никакого давления, всплывёт само собой. В повседневной жизни мы сталкиваемся с этим феноменом, когда пытаемся вспомнить имя известного актёра или название книги. Помучившись какое-то время, мы оставляем это занятие, и через какое-то время искомые слова появляются в памяти.

Как и любая способность, память нуждается в тренировке. Упражняться в мнемотехнике можно как с помощью заучивания стихов, так и используя простые бытовые ситуации - например, запоминая дорогу в незнакомую часть города. Все эти усилия не пропадут даром, и даже лет через пятьдесят, в старости, помогут сохранить здравомыслие.

Шпаргалки - один из способов эффективного структурирования материала.
Ещё каких-то тридцать лет назад вся страна смеялась до слёз над студентами из комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: передача ответа на экзаменационный билет с помощью радиосвязи казалась фантастичным и, к тому же, весьма нелепым изобретением. Но прогресс не стоит на месте, и на смену старым добрым «бомбам» и миниатюрным шпаргалкам в механических часах пришли мобильные телефоны с hands-free и КПК. Однако одна проблема так и осталась нерешённой: как структурировать материал при подготовке шпаргалки, чтобы воспользоваться ею быстро и эффективно?

Словарь-справочник.
В данном типе шпаргалок материал расположен в алфавитном порядке. Все значимые для изучаемой дисциплины персоналии, понятия, названия теорий и законов вперемешку следуют друг за другом. Глядя на такую шпаргалку, кажется, что в этом хаосе очень трудно найти нужный ответ. На самом деле, тщательное соблюдение правил расстановки слов в алфавитном порядке и классификация понятий, опирающаяся на личные предпочтения, а не на формальные законы логики, позволяют без проблем оказаться в нужном месте в нужное время. Например, задумавшись над тем, куда отнести теорему Пифагора – в раздел «Т» или «П», стоит обратить внимание на то, сколько ещё теорем предстоит «пристроить», и не затеряется ли среди них родоначальник равносторонних штанов.

Энциклопедия.
Распределение материала по отдельным темам, вопросам или билетам – наиболее традиционный приём структурирования шпаргалки. Он может сыграть со школьником злую шутку, если заранее неизвестна нумерация вопросов и расстановка вопросов в билетах, заставив несчастного нервно перебирать спасительные листочки бумаги или проматывать электронные страницы в поисках ответа. Но если уж удалось быстро найти то, что необходимо, - можно считать, что пятёрка уже в кармане. Чтобы минимизировать временные потери при поиске, стоит выделять определённым цветом те или иные категории. Например, все имена подчёркиваются красным маркером, названия теорий – голубым, а формулы – жёлтым. Ещё один «ресурсосберегающий приём» - оставлять в каждой теме ссылки на другие вопросы или билеты. Тогда, даже в ходе пролистывания своих домашних заготовок студент может получить представление о том, что косвенно касается его билета.

Календарь.
Для экзаменов по философии, истории, политологии, психологии и другим гуманитарным дисциплинам подойдут шпаргалки, оформленные в виде календаря, где информация расположена в порядке возрастания дат значимых событий. Как и в предыдущем типе «шпор», для более удобной ориентировки периоды, охватывающие несколько близких дат, можно использовать разные цвета: всё, что было до нашей эры, записывается зелёной ручкой, древность до средних веков – чёрной и т.д. Благодаря хронологическому порядку не только удобно искать нужный раздел, но и высока вероятность того, что темы, к которым относятся близкие даты, также окажутся рядом друг с другом.

Таблица.
Шпаргалки в виде таблиц подойдут практически для всех дисциплин. Они удобны тем, что повышают эффективность поиска информации: например, если студент не помнит даты Куликовской битвы, он может посмотреть на колонку с названиями населённых пунктов или именами полководцев. Среди недостатков этого способа можно назвать достаточно заметные размеры шпаргалки – ведь на клочке тетрадного листа трудно начертить таблицу. Если же таблица в электронном виде, то её также неудобно просаматривать на небольшом экране. Зато таблицу, содержащую самый необходимый материал, гораздо легче… выучить, чем большие объёмы текста. И тогда шпаргалку можно будет оставить дома.

Информация предоставлена порталом Psiho-sovet.ru 

Раздел не найден