Вопрос специалисту
Консультация специалиста по подростковой профориентации

Ребенок не знает, куда поступать

Ребенок не знает, куда поступать

У меня ребёнок имеет инвалидность ВПС, Синдром дефицита внимания. В общем так сложились обстоятельства, что последние 2 года он совсем потерял интерес к учебе и скатился на 2-3. Не знаю, куда его определить после школы, успеваемость низкая, здоровье не позволяет рассматривать профессии, требующие выносливости, сам он не знает, куда ему податься. Посоветуйте.

Здравствуйте. Синдром дефицита внимания часто путают с высокой чувствительным типом нервной системы. Это значит, что есть возможность корректировать это и/или создавать условия, в которых негативные последствия физиологических особенностей будут минимизированы. В любом случае СДВ не приговор и при должной помощи легко уживается в социуме с его требованиями и правилами. Для этого достаточно того, чтобы знать особенности вашего ребёнка: какие способности, какие увлечения, интересы есть наряду со сложностями и "недостатками". Современное общество предлагает множество профессий, форм осуществления ее и вариантов размещения. И тогда вопрос стоит о мотивации. Сама по себе мотивация состоит из множества элементов, в ней есть интерес, любопытство, любознательность, воля, намерение. И тогда важно понимать, на каком этапе произошла "ошибка", что мешает и где оно.


Возможно, у ребёнка есть выученная беспомощность. Это часто встречается при избыточной опеке. И тогда здесь важно работать не столько с ребёнком, сколько с опекающим его родителем. Возможно, есть вопросы волевого порядка. И тогда важно создавать условия, где это будет натренировано. В любом случае, я настоятельно прошу вас оставить вопрос профессионального самоопределения на откуп самому мальчику. Это не значит, что вы должны его содержать пока он "в поиске себя", но и противостоять ему в этом не стоит. Например, можно позволить не поступать, но ограничить сильно в финансах. Так, чтобы хватало только на еду и проезд. Тут важна подача и отношение к этому. Вы не заставляете работать, вы показываете, что у вас есть ограничения возможностей и желаний. 

Также, важно не требовать от ребёнка определения на всю будущую жизнь раз и навсегда. Это вызывает тревогу, и от напряжения дети часто либо отказываются брать на себя такую ответственность, либо делают решения по принципу "так будет проще". Можно сейчас дать ему возможность просто пробовать и изучать варианты. Например, вы можете договориться о том, что он будет посещать как минимум два разных мастер-класса в месяц. Или запишется в один кружок. Не понравится? Без проблем. Можно перейти в новый. Но паузы между ними не должны быть больше 3 недель, например. То есть у ребёнка будет задача узнавать не только все разнообразие, но и свои ощущения в этом. И когда появится некоторый опыт и какое-то количество мнений, будет понятно общее направление, которое вызывает больше отклика: это техника, люди, знаки/цифры, творчество или природа. Главное - не критиковать в это время и дать возможность самому принимать решения и нести ответственность за них.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»