Возраст ребёнка: 15 лет
У сына ДЦП, куда отдать учиться?
Моему ребенку 15 лет, до этого стояла инвалидность по ДЦП, сейчас в основном все нормально, но учиться ему тяжело в общеобразовательной школе, тем более, что школа вообще никакая. Поэтому хотелось бы, что бы вы, как специалисты посоветовали: в какой колледж или другое общеобразовательное учреждение можно определить нашего сына, Он очень интересуется машинами, электронными системами в них. Но по знаниям он все-таки технарь. Мальчик глупенький, как быть даже не знаем. Хоть платно, хоть бесплатно мы готовы обучать его, но не знаем, чему. Сейчас на рынке труда полная неразбериха. Очень просим вас помочь. С уважением, родители мальчика.
Здравствуйте. Во-первых, я бы хотела определиться в понятиях. Что такое "глупенький" в вашем понимании? Я склонна считать, что это субъективная оценка, которая может включать в себя низкую мотивацию, сниженный интеллект, недостаточно комфортные условия обучения (включая параметры школы, учителя, отношений в коллективе детей и так далее). Результатом каждого из этих факторов будет низкий балл, но причины, как видите, разные. А там, где разные причины, будут отличаться коррекционные мероприятия и, конечно, будет понятно, что делать с дальнейшим обучением. Поэтому прежде чем принимать решение о будущем, предлагаю определиться в настоящем. Для начала можно выяснить, есть ли у ребёнка снижение интеллекта, особенности мышления и внимания. Сделать это можно у психолога или психиатра. На основании этих данных уже будет понятно, есть ли у ребёнка непреодолимые сложности в обучении.
Далее, если есть особенности, нужно выяснить, есть ли возможность их коррекции и как это организовать. Возможно, есть группы на базе психоневрологического диспансера, и тогда ребенок может получить услугу бесплатно. Далее, когда будет ясно, что мешает или может мешать, стоит разобраться с тем, что может помогать. Здесь я бы рекомендовала пройти диагностику у психолога с тем, чтобы определить тип личности и склонность к каким знаниям/к какому виду деятельности есть. Психолог опять же есть на базе психоневрологического диспансера.
И, конечно, важно учитывать пожелания самого ребёнка. Важно понимать, что образование не является обязательным критерием взрослой и счастливой жизни. Да и для того, чтобы зарабатывать деньги, тоже не всегда нужно специальное образование. Поэтому предлагаю дать мальчику свободу и возможность пробовать, выбирать, искать. Например, для этого можно выбрать ряд специальностей, которые интересны и поставить задачу попробовать их в течение трех месяцев, например. Это могут быть кружки, экскурсии на производство или частные уроки. Поставьте задачу и дайте свободу в её исполнении. Не требуйте того, чтобы ребенок уже сейчас выбрал дело жизни. Просите только пробовать. И делайте "срез" раз в какой-то временной промежуток. Это снизит тревогу, научит ребёнка искать, выбирать и чувствовать себя ("мое/не мое"). И уже после этого можно будет выбрать конкретные заведения и специализации.
На нашем сайте есть много материалов о выборе профессии, которые могут быть вам полезны, рекомендуем ознакомиться с ними: Счастливый ребенок: профориентация, Проблема профориентации: как помочь подростку выбрать правильный путь?, Тест на профориентацию Дж. Холланда (Голланда).
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»