Возраст ребёнка: 2,10
Как воспитывать активного и энергичного малыша?
Здравствуйте! Ребёнок 2,10 очень шкодный и непослушный. В сад ещё не ходит. Большую часть времени проводим с ним вдвоём, муж постоянно на работе, живём вдали от родных и друзей. К вечеру после его многочисленных выходок я не выдерживаю и срываюсь на него, очень сильно кричу, аж самой плохо от этого физически. Этому всегда предшествуют долгие объяснения спокойным тоном, например что нельзя детям лезть к плите (когда он включает все 4 конфорки), что когда поел нужно мне отдать тарелку, а не выплескивать остатки супа по всей кухне, что маму бить нельзя (когда он неожиданно может ударить меня пирамидкой по голове, когда я помогала собирать ему игрушки). Чувствую свое бессилие, отчаяние, злость, потом чувство вины дикое. Часто его так несет, я с такими его играми не могу ужин приготовить. Вместо одного часа, я трачу 2-3 часа и меня это выматывает. Мы играем хотя бы раз в день вместе, читаем, помогает мне по дому, 15-20 минут в день смотрит мультики для малышей. Что я делаю не так? О чем говорит его поведение? О чем говорит моя ярость? Как наладить мир? Хочется провалиться сквозь землю после таких конфликтов.
Ольга
Здравствуйте, Ольга.
Растить энергичного малыша – то еще испытание для маминых нервов. Очень хочется вас поддержать. Посмотрите пожалуйста один из наших видеоуроков – как раз по вашей теме https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/lessons/videouroki-kak-ne-sryvatsya-na-svoem-rebenke/ также советую почитать замечательную книгу «Мама на нуле» Анастасии Изюмской. Также можно принять во внимание советы Людмилы Петрановской https://www.youtube.com/watch?v=MgcS-YlCl50
Поведение ребенка говорит только о том, что у него подвижный темперамент, он живой и деятельный. Это не его характер, а особенности темперамента, поэтому это следует принять как данность. Если же у вас есть какие-то опасения, то покажите ребенка хорошему невропатологу. Вызывает восхищение и уважение ваше терпение и привычка объяснять ребенку, как и главное, почему следует вести себя таким образом. Именно так и следует поступать – четко, но доброжелательно пресекать нежелательное поведение и объяснять, почему так поступать нельзя и как вас огорчает такое поведение. Периодически давайте возможность ребенку выбирать между поведением с отрицательным результатом и поведением с положительным результатом (если нет угрозы жизни и здоровью, разумеется). Обязательно подкрепляйте желательное поведение – более значительно, чем применение санкций по поводу нежелательного поведения. Так ребенку будет легче и проще научиться выбирать между импульсивным поведением и волевым. У него сейчас волевые процессы находятся в процессе развития и становления, конечно же ребенок легко поддается импульсам. Но по мере взросления при оказании ему помощи в этом процессе негативные проявления будут сглаживаться и выбираться все реже. Мы не можем изменить особенности темперамента ребенка, но мы можем научить, натренировать его управлять своей энергией, использовать в мирных целях – а это процесс достаточно длительный. Поэтому выбирая для него кружки и секции обратите внимание на те, которые предполагают высокую двигательную активность – но без развития агрессии. Так ребенку будет легче тратить энергию с пользой, понимать и научиться извлекать пользу из своего темперамента. А вам – почаще по возможности уделять время себе, занятиям, которые восстанавливают ваше душевное равновесие, укрепляют вас – и проживать эти моменты радости максимально осознанно и вовлеченно.
Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»