Вопрос специалисту

У ребенка появились страхи

У ребенка появились страхи

Здравствуйте. Очень нужна помощь специалиста. Мы многодетная семья. Старшему сыну скоро исполнится 4 года. Несколько недель назад у него появились непонятные для детей, нас с мужем страхи. Сынок первое время боялся идти спать один, хотя в комнате всегда горит ночник и спит он с сестренкой, а не один. 


Затем начал бояться ходить один на кухню за печенькой, конфетой и прочим. Ещё я стала замечать, что он как-то настороженно и со страхом стал смотреть по сторонам, оглядываться, ходя по дому. Вижу страх и испуг в его глазах. Кроме этого, он будто убегает вечно от кого-то, будто за ним кто-то бежит. Хотя мы рядом, он не остается один. Происходит это не только вечером или ночью, но и днём. 

Малыш всегда в принципе легко возбуждается и закатывает истерики, и остановиться долго не может. Я как мама стараюсь не упускать малейшего шанса обнять, поцеловать и погладить его, особенно сейчас, когда сынок начал бояться практически всего. Разговаривает тоже не очень хорошо. Слышала, что другие дети уже стихи вовсю учат, а мы не хотим ни в какую. Как нам помочь малышу нашему? Я очень переживаю... Заранее спасибо.

Наталья

Наталья, добрый день!

Возраст 3-5 лет, как правило, очень сильно наполнен страхами. До 3-х лет ребёнок чувствует себя и мать как единое целое. Кризис 3-х открывает малышу, что он – отдельная ото всех личность, обладающая собственными потребностями, эмоциями и желаниями. Кроме того, после кризиса 3-х для ребёнка открывается мир фантазий (потому нам кажется, что он словно начинает много врать, а на деле – выдумывать, фантазировать, - врать дети не умеют минимум лет до 5-ти).

А вместе с пониманием своей отдельности, сложности мира и возможности много себе нафантазировать, естественно, появляется страх. Но не стоит обесценивать его только лишь за то, что он, вероятно, плод фантазий. Для ребёнка это реально. И переживается соответственно.

Самые распространённые детские страхи в этом возрасте – одиночества, темноты и замкнутого пространства. Возможно, страхи вашего ребёнка соответствуют возрасту и его особенностям.

1. Уделяйте малышу больше внимания в спокойные периоды

Страхи могут быть способом привлечь ваше внимание. Особенно если без них он чувствует недостаток вашего тепла и ласк. Внимательно проследите, чтобы страх не был единственной причиной ваших объятий, вашего присутствия рядом с ребёнком.

Это не значит, что испугавшегося ребёнка нужно оставлять одного. Нет, нельзя. Важнее уделять ему внимание тогда, когда всё хорошо. Чтобы он понимал – ваша забота не зависит от того, плохо ли, хорошо ли себя чувствует, боится чего-то или нет.

2. Не оставляйте в страхе одного

Казалось бы, если страх надуман, на него можно не обращать внимание. Но опять же – нельзя.

Важно остаться рядом, погладить, обнять, рассказать, что и вы чего-то боялись в детстве. Почитать книгу про героя-мальчика, сумевшего что-то или кого-то побороть в своей жизни.

Очень хорошо использовать арт-терапевтические методы – нарисовать или слепить страх. И приделать ему какой-то смешной элемент. Или дать прозвище, желательно уменьшительно-ласкательное. Или нарисовать, слепить доброго помощника, который поможет ребёнку справиться со своим страхом.

3. Одобряйте его инициативу

Иногда мы очень сильно тревожимся за детей. И этому есть весомая причина – нам хочется спасти их, уберечь от всего. Однако такой ребёнок будет чувствовать себя слабым, немощным, неспособным на большое дело, тревожным, а весь остальной мир – большим и страшным.

Страхи в этой ситуации будут помощниками, чтобы справиться со всеобщей тревогой. Проще бояться чего-то конкретного и понятного, чем вообще всего вокруг.

Поддержать детскую инициативу – это сделать посыл, что ваш ребёнок уже не такой уж и маленький, ему многое под силу – и лужу разведать, и слазить куда-нибудь, и приготовить себе что-то совсем простое, и начать самостоятельно мыться, и разбирать кровать, и т.д.

Важно не переступать тонкую грань между инициативой и сваливаем дел на ребёнка (плюс, это не отменяет чётких запретов и правил, касающихся безопасности, режима и родительского авторитета). Чаще всего родителям удаётся интуитивно балансировать на ней. Уверенна, получится и у вас. Давайте ребёнку больше свободы, чтобы он знал – он может очень многое. И чем старше, тем больше.

4. Расширить круг общения со сверстниками

Мы растём и понимаем себя через общение. Игры со сверстниками – замечательная вещь, помогающая отыграть страшные моменты, найти новых друзей, начать больше говорить (потому часто дома малыша понимают и без слов, а вот в саду или на площадке придётся учиться доносить свои мысли вербально, а это – хорошее развитие речи). Плюс, через общение мы начинаем чувствовать свою компетентность, удовольствие от совместного времяпрепровождения.

Очень важно, чтобы свободных игр со сверстниками у ребёнка было как можно больше.

Как правило, при адекватной заботе детские страхи перерастаются. Однако если этого не произойдёт или если вы увидите очень сильно тревожащие вас, как мать, сигналы, стоит обратиться на очную консультацию к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - https://www.ya-roditel.ru/map/. Также Вы можете позвонить по телефону доверия 8-800-2000-122, он бесплатный и анонимный.


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»