Вопрос специалисту

Ребенок плохо себя ведет на занятиях

Ребенок плохо себя ведет на занятиях

Добрый вечер. Мой ребёнок плохо ведёт себя на занятиях. Всегда старается привлечь к себе внимание. Спрашиваю: «Почему ты себя так ведёшь?». Он отвечает, что не знает почему. И так через день.

Наталья

Здравствуйте, Наталья.

Что вы вкладываете в понятие «плохо»? Поведение ребенка не соответствует вашим ожиданиям? Жалуются учителя на плохое поведение? А в чем заключается это самое плохое поведение? Может быть, ребенок много и часто задает вопросы учителю, на которые он не знает ответы? Или может быть, ребенок быстро устает и теряет интерес, а потому отвлекается? Может быть, ребенок часто просится в туалет, а учителя считывают это как манипуляцию? В любой ситуации нужно разбираться и искать причину.

Однако в вашем вопросе кроется ответ. Скорее всего, ребенку недостаточно внимания. Если у вас есть возражения вроде того, что вы уделяете ребенку все свободное время, то обращаю ваше внимание, что только ребенок знает сколько внимания ему необходимо. Некоторым детям мало даже всего свободного времени от родителей. Кроме того, внимание тоже нужно уделять правильно. Важно не делить ребенка в этот момент ни с чем больше: ни с домашними делами, ни с телефоном и социальными сетями, ни с телевизором. Если вы общаетесь с ребенком, то пусть это будет всего тридцать минут времени в день, но оно будет посвящено только ему. Объясняйте ребенку, почему вы вынуждены ограничивать игры по времени. Ребенок будет знать ценность этому и со временем осознает почему вы вынуждены применять эту меру. Обозначайте правила и границы. Ребенок должен знать, что во время этих игр вы принадлежите только ему. Вы общаетесь друг с другом, и никто не может вас отвлечь сейчас. Ребенок будет ценить это.

Обращайте внимание на то, когда вы уделяете ребенку внимание. Если все в порядке, он здоров, нигде не нарушил правила, то проявляете ли вы к нему интерес или занимаетесь делами со спокойной душой, что с ребенком все в порядке? Если это так, то вы нехотя подкрепили приблизительно следующие правило: «Хочешь внимание от мамы – нарушь правило». Если это так, то старайтесь уделять ребенку внимание вне условностей и вне зависимости от того, как он себя ведет. Проявляйте интерес к личности ребенка, а не только к его физиологическим потребностям и успехам в школе.

Вполне возможно, что у ребенка есть трудности с эмоциональным интеллектом и навыками саморегуляции. Обратите внимание и на эти аспекты. Если ребенок с трудом называет свои эмоции, не знает, как выразить, например, злость или страх, то стоит поискать в Сети Интернет упражнения, которые развивают эмоциональный интеллект. Но помните, что всегда стоит начинать именно с себя. Ребенок очень быстро, глядя на вас, научится и повторит. Навык саморегуляции тоже можно тренировать в игре.

Важный аспект заключается в том, что любое поведение имеет свои выгоды. Какая выгода у такого поведения у вашего сына? Добиться внимания? Тогда меняйте тактику своего поведения. Дайте ему желаемое. Наказать себя? Тогда работайте с установками ребенка и учите выражать агрессию. Или может быть, ребенок просто не знает как нужно вести себя с тем или иным человеком. Ведь часто мы наказываем и запрещаем, но очень редко говорим то, что делать нужно. Не думайте, что ребенок сам догадается или поймет то, что от него ждут. Нужны довольно четкие инструкции. Их, кстати, можно отработать в ролевой игре. Это будет и отличным времяпрепровождением и очень полезным мероприятием. Но не забывайте о том, что со специалистом скорректировать это гораздо проще и надежнее. На базе школы наверняка есть штатный психолог. Рекомендую обратиться к нему.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»