Здравствуйте. Моему сыну 4 года. У него плохо получается общаться с детьми. Когда идём на улицу он говорит, что будет деткам запрещать проход. Говорит, что хочет разозлить, например, мальчика, чтобы он плакал, на вопрос почему, отвечает, что ему нравится, когда мальчик плачет.
На День рождения приезжали родственники, была девочка его возраста. Он все время говорил, что ее надо выкинуть, как-то даже сказал, что хочет, чтобы ее переработал мусоровоз на металл. Кричал, что она маленькая и что ей нельзя торты. Подарок от неё не хотел брать, сказал, что ему не нужен от нее подарок. Когда я предупреждала, что к нам приедут гости, он спросил меня дам ли я ему палку, чтобы он их бил.
С детства очень стеснительный. Мало с кем хочет общаться и делится игрушками. Мне становится стыдно перед родителями и с его такими словами тяжело найти друзей. Очень часто грустит. Просит, чтобы машинка или игрушка его успокоили. Часто просит сладкое с самого утра, как только проснулся. На улицу идёт только если куда-то едем, так во дворе не хочет гулять, скучно. Также не отлучен ещё от груди. Планирую, как потеплеет, потому что не может заснуть. И засыпает всегда с трудом, летом легче. Дайте, пожалуйста, совет как можно изменить ситуацию.
Здравствуйте.
Вопрос непростой. И я не думаю, что лежит он в плоскости общения со сверстниками. Здесь скорее про чувства и эмоции. Но мне недостаточно информации. Как давно это началось? Как дела обстоят в семье? Только ли на чужих проявляет агрессию? Что происходит, когда бить не разрешают? И прочее. Поэтому я настоятельно рекомендую вам показать ребёнка детскому психологу, а лучше нейропсихологу. А также проконсультироваться с детским неврологом, чтобы исключить физиологические особенности, которые могут стать причиной подобного поведения.
А пока могу порекомендовать следующее:
Во-первых, сейчас самое важное - это нормализовать режим дня. Дело в том, что психика -это такой же орган, а потому напрямую зависит от физических параметров: качество и количество сна, распорядок дня, отдых и разные виды нагрузок, разнообразное питание и так далее.
Второе: развивайте эмоциональный интеллект свой и ребенка. Есть множество игр, включая обсуждение сказок и мультиков.
Обратите внимание на то, как сейчас обстоят дела со злостью в семье: нет ли запрета на некоторые чувства, есть ли возможность проживать даже самые неприятные из них (ярость, ужас, горе, разочарование и так далее). Создавайте условия, в которых может эмоционально расположиться каждый член семьи. Например, поставьте корзину со старыми газетами, которые можно рвать, когда злишься.
Учитесь наблюдать за ребенком без оценок, осуждения, игнорирования, без культивации чувства вины, стыда и страха. Только констатация факта и спокойное присутствие, как зеркало. Например, не "мне за тебя стыдно", а "я чувствую стыд" или вместо "ты чего какой пугливый?" лучше "кажется, ты боишься". Это даст ребенку возможность замечать свои состояния и проживать их через признание.
Что касается вашего стыда. Слышу его. Понимаю, да, непросто. Но постарайтесь перенаправить внутренний взгляд с других на себя. То есть не фантазировать на тему то, что чувствует другой, а задать себе вопросы: "Что чувствую я? А что я думаю? А что я сейчас делаю?". Стыда станет меньше.
И ещё, тут же можно заметить, какое внутреннее желание останавливает стыд. И как-то себя в этом поддержать. Например, вы бы и сами непрочь махнуть разок палкой. И тогда можно с ребёнком в это поиграть безопасным способом. Например, вытесняя злость на матрас.
В любом случае стоит понаблюдать за ребенком и не столько останавливать и запрещать, сколько искать безопасную альтернативу. Так вы будете учить его оставаться верным себе и безопасным для окружающих.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»