Сын панически боится оставаться без взрослых

Сын панически боится оставаться без взрослых

Здравствуйте! Нашему сыну 5 лет. Мальчик развитый и общительный, но панически боится оставаться без своих взрослых (я, муж, бабушки). В связи с этим у нас уже 2 года проблемы с детским садом: каждое утро перед садом - истерики, очень частые болезни. В этом году пришлось с апреля по настоящее время прекратить водить в сад, так как из болезней ребенок просто не вылезал. В тот период, пока не ходил в сад, не болел ни разу, даже после общения с больными детьми. А в этом году стал бояться находиться один в дачном доме, даже если я нахожусь в саду прямо перед домом. Не может объяснить свой страх, говорит только "мне без тебя страшно". С бабушками при этом остаётся спокойно, с детьми общается с удовольствием, но только если ЕГО взрослый рядом. Вчера аккуратно начала разговор про сад, мол "так давно ты своих друзей не видел, но ничего, скоро в садик пойдём, снова всех увидишь" - тут же заплакал, началась паника. Я, разумеется, не могу выйти на работу из-за этой проблемы. Возможно, вы можете порекомендовать нам психолога или терапию, направленную именно на детскую тревожность. Никаких потрясений не было, семья у нас благополучная, ребенок любим всеми родственниками... Но видимо чего-то мы не можем проанализировать ((

Алёна

Здравствуйте, Алена!
Вы совершенно верно поняли, что в случае вашего ребенка просто ответом психолога не обойтись - нужна именно психотерапия тревожного расстройства. Более подробно о том, что это такое и что с этим делать, когда ей страдают дети советую почитать здесь https://www.the-village.ru/village/children/children/355003-detskaya-trevozhnost?fbclid=IwAR0O-qLIarQML3WI-zDJ7uQr5ZrZvMT3IU36O-FPKxMB78yVIG5zSBGA3H0
К счастью, в Москве и Московской области достаточно специалистов, работающих с подобными расстройствами. В первую очередь советую вам когнитивно-поведенческую терапию, которая отлично справляется с лечением тревожных расстройств. Нужны именно практические занятия с психологом, потому что терапия такая - своего рода тренинг, в процессе которой формируется новое поведение и меняются реакции мозга. Дело в том, что тревожность - качество не только благоприобретенное, но и биологически обусловленное. Если точнее, имеющее био-психо-социальную природу. То есть зависит и от окружения, и от биологических основ конкретного человека. Так что проанализировать всего вы действительно не можете, тут нужна диагностика специалиста, психолога клинической специализации. Список аккредитованных специалистов, работающих в когнитивно-поведенческом подходе, вы найдете на сайте одноименной ассоциации https://associationcbt.ru/specialists/
Вероятнее всего, ваш ребенок - высокочувствительный, и у него по ряду причин, в том числе биологических, развилось тревожное расстройство. Прежде всего, не вините в этом себя. Тревожные расстройства случаются у детей самых бережных и отзывчивых родителей. Далее, не стыдите и не ругайте ребенка за то, что он чувствует - он не перестанет тревожиться, а лишь будет подавлять эмоции, что усугубит ситуацию и даже проблемы со здоровьем: не выражая тревогу внешне и разучившись определять свои эмоции, он не сможет управлять своим эмоциональным состоянием, что связано с развитием проблем психосоматического характера. Вместо этого продолжайте вести себя как прежде - будьте принимающими, бережными и открытыми для эмоций и чувств ребенка, практикуйте активное слушание, говорите ребенку, что вы сочувствуете ему, тому, что он чувствует, его чувства настоящие - пусть даже не всегда соответствуют ситуации. Научиться регулировать эмоции и спектр чувств в соответствии с реальной ситуацией - задача когнитивно-поведенческой терапии. И, конечно, повышайте психическую устойчивость через укрепление тела вашего сына: режим дня, сбалансированное питание, свежий воздух, умеренная физическая активность помогут снизить психическую уязвимость. Будет замечательно, если вы поможете сыну освоить навыки саморегуляции благодаря занятиям, направленным на ее развитие. Это могут быть йога для детей или группа айкидо. Также есть группы для занятий родителями вместе с детьми. Навыки осознанности (майндфулнесс), она же - медитация, отлично помогают детям и взрослым учиться осознавать и контролировать свои эмоции, не подавляя их, справляться со стрессом, наблюдая за своими мыслями и не давая им захватить себя и ввергнуть в тревожное состояние. Также научите сына ритмированному дыханию, которое применяется при панических атаках (эта информация есть в интернете) - выдох в полтора-два раза длинее вдоха животом. Активные упражнения (приседания, отжимания) также помогают справиться с тревожным состоянием или паникой, так как после них активизируется парасимпатическая система: снижается сердцебиение и кровяное давление, надпочечники вырабатывают меньше норадреналина - гормона стресса, расширяются сосуды и человек успокаивается сам собой, без всякого нашего волевого участия.



Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»