Вопрос специалисту

Сын дерётся в школе с мальчиками и девочками

Сын дерётся в школе с мальчиками и девочками

Добрый день. Подскажите, сын дерётся в школе с мальчиками и девочками. По словам учителям первым задирается, чтобы привлечь внимание, если кто-то из детей дает ему отпор, тут же дает сдачи. В итоге всегда виноват мой сын. Родитель этих детей пишут в группу, негативно настроены, постоянно угрозы, что будут жаволаться в вышестоящие инстанции. 


С сыном постоянно разговариваю об этом, что не надо так делать, что можно договориться, все понимает и обещает. В школе все повторяется. При этом в ряде случаев он может ударить в процессе игры, потому что ему сложно себя контролировать, если он разыгрался, он очень активный, много гуляет на улице. Как быть в такой ситуации? Эмоциональный, очень тяжко выносить эти нападки со стороны родителей.

Здравствуйте. Это действительно непросто, когда у ребенка возникают проблемы в общении со сверстниками. Возникает много неприятных чувств: стыд, страх, злость. И прежде чем разобрать вопрос, важно поддержать себя, чтобы были опоры и ресурс для действий в этой ситуации. В моменты, когда другие родители угрожают, предполагаю, что вы чувствуете сперва страх, ведь они нападают на то, что вам ценно. 


В человеке так устроено, что в ответ на страх в теле рождается агрессия, которая направлена на защиту нас и наших ценностей. И важно заметить, находит ли ваша злость выход, и какой это выход? Например, вы можете разместить её в моменте, сказав этим родителям, что если они будут угрожать вашему сыну, вы обратитесь также в вышестоящие инстанции, так как они не должны угрожать безопасности вашего ребенка. Прямо на нашем портале есть рубрика «ответ юриста», где вы бесплатно могли бы проконсультироваться с юристом, какие рычаги давления у вас есть в этой ситуации. 

Но если агрессия не нашла выход в моменте, она может остаться внутри и развернуться на себя, в виде чувства вины. А иногда этот гнев размещается с тем, с кем безопаснее, например, в контакте с ребенком. Долгое сдерживание гнева может рождать чувство бессилия, из которого трудно найти решение. В качестве самоподдержки, в тревожные моменты важно осознавать свое дыхание, следить за вдохом и выдохом, делая их медленными. Можно делать медленный вдох носом и еще  более медленный выдох через рот трубочкой – 10 раз. Это поможет вам не замирать в страхе, а видеть возможные шаги по решению проблемы.   
 
Такое поведение сына может говорить о том, что, возможно, ему страшно, небезопасно в этом коллективе. Ведь, когда на нас нападают (иногда обесцениванием, непрошенной критикой), в ответ рождается агрессия, чтобы защититься. Возможно, сын чувствует атаку со стороны учителей, сверстников или их родителей, и от этого уходит в агрессивную защиту. Зачастую это говорит о том, что он не может чувствовать себя принятым в этой среде. Не может справиться с возникшим напряжением. И тогда важно поддержать его, увидев и легализовав его чувства: «Вижу, как тебе непросто, как ты злишься. Возможно, тебе неприятно находиться в этом коллективе. Мне хотелось бы выяснить почему:  может быть тебя стыдят, или тебе страшно, или тебя критикуют, и ты считаешь это несправедливым? Позволь мне помочь тебе разобраться с этой проблемой». 

Возможно, в другой, более лояльной среде, ему было бы легче справляться.

Сыну сейчас важно осознавать, что он не одинок в своей борьбе, что у него есть надежный тыл, защита, который поможет ему справляться.  Важно, чтобы у вашего сына были разделены понятия «плохой поступок» и «плохой он сам». Мы все можем иногда ранить и совершать ошибки, делать что-то непринятое в обществе, особенно, если чувствуем свою уязвимость, или находимся в аффекте. Но это не говорит о том, что человек плохой, злой. 

Возможно, как вы и отметили, таким образом сын может добиваться внимания к себе, если этот паттерн поведения был закреплен ранее, и он усвоил, что чтобы привлечь внимание, необходимо сделать что-то неодобряемое. И тогда важно попытаться компенсировать это внимание, давая больше контакта после школы, а также можно поговорить с учителями, чтобы в арсенале их общения с вашим сыном было место и поощрению, замечанию чего-то положительного, а не только негативного. В этом возрасте дети очень зависят от оценки взрослых, так как в этот период строится самооценка. Иногда такое поведение может быть следствием нехватки микроэлементов и органических дефицитов (например, нехватка магния, витаминов группы B). И тогда можно обратиться за помощью к неврологу, который смог бы назначить необходимые анализы и дать рекомендации. 

Так как в этом формате «вопрос-ответ»  я не вижу вашего сына, мне сложно найти более конкретные рекомендации, но в личном контакте с детским психологом, специалист смогла бы провести диагностику (что именно вызывает напряжение у вашего сына), и дать рекомендации по эффективной коррекции, а также дать ему необходимые поддержку и опоры, ведь ему очень непросто справляться в
такой ситуации.

На данном этапе можно попробовать снизить уровень напряжения сына: 1) легализовать его чувства (страх, стыд, злость), принять и дать поддержку, 2) больше обращать внимание на что-то положительное, например: «мне  нравится, как ты стараешься, когда делаешь домашнее задание», 3) найти дополнительные способы расслабления: массаж перед сном, бассейн, ванны с солью и магнием, 4) соблюдение режима дня (достаточное количество сна, отдыха, игр). Возможно, стоит также снизить ту активность, которая его еще больше может разгонять.  
 
Однако чтобы дать такого рода поддержку сыну, важно найти поддержку и заботу для себя. Ведь мы не можем дать заботу и любовь другому, если у нас в дефиците это для себя. Можно заметить свою усталость, просить о помощи и поддержке у близких, делегировать бытовые задачи (например, воспользоваться доставкой еды), найти место и время для того, что вам нравится – все это поможет восполниться ресурсом, чтобы дать его, в качестве поддержки, и сыну. И здесь можно обратиться за помощью к специалисту, в контакте с которым вы бы смогли получать по ситуации эффективные рекомендации, а также безопасно разместиться с чувствами и увидеть опоры. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Также можно замечать , что происходит с вами от этой ситуации: "мне страшно", "мне стало", "я злюсь". Это поможет не копиться напряжению внутри вас, и не тратить ресурс на сдерживание неприятных эмоций.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»