Вопрос специалисту

Я для сына все делаю, а он даже говорить со мной не хочет

Я для сына все делаю, а он даже говорить со мной не хочет

Я не знаю что делать, сын не слушается, не уважает. При попытках что-то сказать прерывает «мам, хватит». Весь во власти телефона. Ни друзья, ни игры, ни улица – ничего не интересует. Со мной вообще не разговаривает. При том, что я всегда для него стараюсь: и в кино вожу, и на выставки, и в зоопарки, и на улицу уговариваю выйти прогуляться, и пытаюсь поговорить, покупаю все, что хочет. Зря все наверное.

Таисия

Таисия, здравствуйте.

Я слышу в вашем письме горечь от неоправданных ожиданий. К сожалению так всегда: где есть невысказанные ожидания, там есть разочарование и обида.

Вам стоит научиться озвучивать свои желания и обсуждать их с окружающими, даже с девятилетним сыном. Уверена, он может услышать вас. Но, конечно, я не гарантирую того, что он сделает так, как вы просите. Важно понять, что он – личность, у него есть свои желания, предпочтения, ожидания и так далее. Что же делать? Договариваться. Это единственный путь к близким доверительным отношениям. Все остальное ведет к разлуке, конфликтам и прочему.

Научитесь общаться с помощью «я – сообщений». Это когда вы сначала говорите о себе, своих чувствах и мыслях. Например, не «ты меня не уважаешь», а «я чувствую себя одинокой, когда ты игнорируешь мои вопросы».

Уважение начинается с самоуважения. Вы показываете ребенку то, как с вами нужно общаться? Вы проявляете уважение к себе? Если да, то может быть, поведение ребенка не говорит о неуважении к вам? Может быть, у него просто иные приоритеты? Обсудите это с сыном. Скажите, что ждете, что для вас проявление уважения. Спросите, что он подразумевает под тем же словом. Уверена, ответ вас удивит.

Станьте интересным собеседником. Да, для подростка характерна смена авторитетов и теперь сверстники значимы, а не родители. Но почему ваш сын совсем не хочет говорить? Может быть, вы не проявляете уважения к его чувствам или обесцениваете его переживания. Или может, вы хотите говорить только об учебе, а ему это сейчас совсем не интересно.

Заключите с ребенком договор о том, как нужно общаться, как вести себя дома. Например, ограничьте время пользования гаджетами, но так, чтобы и вы не могли использовать их дольше отведенного времени. Придумайте день семьи, когда все приходят вечером домой и занимаются чем-то интересным. Подумайте, что будет интересно всем? Может играть в настольные игры или делать скворечники.

Мы все разные, учитесь взаимодействовать и проявлять инициативу. Старайтесь сохранять взрослую позицию и помните, что родитель всегда ведущий, а ребенок ведомый. Не наоборот.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»