Вопрос специалисту

Сын совершенно не слушается

Сын совершенно не слушается

Здравствуйте! Очень прошу помочь. Сын совершенно не слушается. Делает всё наперекор. В общественных местах (например, в магазине, в гостях, в поликлинике) всё трогает, стучит по витринам, бегает в рядах с одеждой, в кабинете у врача может открыть все шкафы и ящики, причём на замечания чужих людей никак не реагирует, продолжает делать своё, улыбаясь. Может убегать от меня. 


В детском саду воспитатели жалуются на поведение сына: может не слушаться, не умеет вести себя за столом, поиграет с игрушками и не убирает их, как и дома, или выложит игрушки и скажет маме или папе "соберите". За едой постоянно играет, разговаривает, может своей ложкой трогать других, сидящих за столом.

Со сном то же самое: без слез и криков не обходится ни одного дня. Сын ложится спать и начинает кричать, петь, стучать ногами и руками по кровати, на замечания - переговаривается или передразнивает. Всё просьбы выполняются из-под палки. 

Такое поведение длится уже около 2 лет. Сил уже нет это выносить (особенно терпеть осуждающий взгляд чужих людей), мы с мужем уже не выдерживаем и начинаем кричать или ругаться. Самое ужасное- это плач, крики и истерики ребёнка не только дома, но и в людных местах, если ему в чем-то отказать (например, не взяли самокат на улицу или не разрешили еще сладкое, так как уже оно было съедено ранее). Нет чувства стыда! Нет стеснения! 

В сад сын пошёл в 2,2 года, может быть, такое поведение и такие реакции он перенял в саду. Дома с раннего возраста рассказывали, как себя вести, как разговаривать и т.д. Ребёнок очень способный, знает алфавит и считает до ста, играет в шашки и шахматы, любит пазлы и головоломки. Но неусидчивый и гиперактивный. Подскажите, как нам быть с поведением сына?

Здравствуйте. Слышу ваш стыд, вашу усталость от сдержанных чувств. Понимаю, непросто. Да, действительно гораздо проще управлять ребёнком (впрочем, как и взрослым), который подвержен стыду и страху. Но какова цена последствий? 


Конечно, было бы проще обойтись с ситуацией, если бы был диагноз и возможность справиться с этим с помощью, например, медикаментов. Но с вашим ребёнком все в порядке. Он просто справляется со своими эмоциями так, как умеет. Уточню, стыд в основе своей имеет страх отвержения, поэтому здесь и далее буду писать про страх, подразумевая оба чувства. Итак, страх сковывает, останавливает, лишает способности мыслить широко и смело. Человек, подверженный перманентному страху, чаще ориентируется на желания других, игнорируя свои собственные. А часто вовсе не понимая чего он хочет. 

Но как же тогда воспитывать? Неужели нужно теперь все позволять и пусть все портит и ломает? Нет. Мир не черно-белый. Есть ещё полутона и другие цвета. Поэтому я предлагаю совсем выйти из заданной системы координат и занять позицию автора. Я про внутренний баланс и личные границы. Когда есть возможность поддержать естественное любопытство ребёнка к миру и только обеспечивать безопасность этого процесса. Вот здесь и появляется страх, как чувство позволяющее проверять реальность на наличие или отсутствие опасностей в ней. 

Но когда у него есть конкретная зона ответственности, когда им управляют и умеют с ним как-то обходиться, то он становится всего лишь одним из инструментов, а не способом жить и выстраивать отношения. 

Также, считаю важным отметить, что несмотря на такую яркую противоположность ваших с сыном стратегий поведения, вы говорите об одном. О стыде. У каждого нашего состояния есть полярности. Например, зависимость (когда я строю свою жизнь вокруг чего-то) и контрзависимость (когда я строю жизнь вокруг избегания чего-то). Также и с чувствами. Я могу испытывать стыд и сдерживать себя и останавливать, а могу пойти в контрстратегию и делать все наоборот: не останавливать себя вообще. Выход в середине. А именно в навыке замечать это чувство и как-то с ним обходиться: сейчас лучше остановиться, а вот сейчас себя сдерживать необязательно. Как только вы сможете делать это, ребенок сразу скопирует новое поведение. 

Детям свойственно повторять и экспериментировать. Дети отражают семейную систему, поэтому в очередной раз настаиваю начинать с себя. И лучше делать это с поддержкой грамотного специалиста. Список учреждений бесплатного социального обслуживания семей и детей вы можете найти на нашем Портале - Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»