Вопрос специалисту

Дочь не хочет делать уроки.

Дочь не хочет делать уроки.

Нахожусь на грани. Не понимаю уже ничего, мне нужна помощь или ребенку. Чувствую, что "теряю" ребенка. Накануне, утром, в обед после школы обсуждаем план действий: сначала уроки, потом уроки по музыкальной школе, потом развлечения. Прихожу после работы в 19.00 - уроки не учены, играет в игрушки, играет в телефон, который дает отец, делать уже ничего не может и ничего не понимает. У ребенка нет тени сожаления, стыда. У отца нет того же самого. Телефон блокировала трижды, трижды он разглашал пароли ребенку. С дочерью мирно беседовала, убеждала, лупила (о чем горько сожалела и плакала еще больше, чем она сама), забрала игрушки и телевизор из комнаты. На все получаю ответы, типа уйду от вас, сдайте меня, выпрыгну из окна, отстань, уходи из моей комнаты и запирается в комнате. Cижу и плачу. Помогите пожалуйста! Не могу толком сформулировать свой вопрос, что я хочу... Хочу мирные отношения, уважение друг к другу, ответственности перед учителями, родителями, поступками.

Ольга

Уважаемая Ольга. В данной ситуации не виноваты ни вы, ни дочь. Виноваты ваши договоренности с отцом, точнее – их несоблюдение. Подумайте, что вы оба можете сделать, чтобы договоренности соблюдались? Я имею в виду вас и мужа. Ребенка тоже нужно приучать к соблюдению договоренностей, но нужно понимать, что для ребенка эта задача пока что непростая, он только учится, а вот взрослым хорошо бы уже уметь придерживаться договоренностей.

К тому же в семь лет у ребенка еще нет своей мотивации к учебе, сложно удерживать выполнение обязательств. Без поддержки взрослых о выполнении уроков не может быть и речи. Должен быть кто-то, кто мог бы помогать ребенку контролировать процесс, соблюдать распорядок дня, делать уроки – не выполнять за ребенка домашнее задание, но регламентировать, направлять, подсказывать ход мыслей. Семь лет – еще очень маленький возраст для того, чтобы дочь могла учиться самостоятельно. Это – тот возраст, когда навыки самостоятельной учебы только начинают закладываться, формироваться. И тут важно не навредить, не отбить у ребенка живой интерес к учебе. К вечеру дочь конечно же уже устает, ничего удивительного, что у нее уже нет сил и истерические реакции. Повторюсь: ребенок попросту не может еще в этом возрасте выдерживать договоренности и самостоятельно учиться, хоть и может уже разумно и здраво рассуждать. Если отец не может контролировать ребенка дома – или нанимайте няню, или отдавайте на продленку, или уж пусть идет как идет, раз нет другой возможности, но не вините и не наказывайте дочь, ей эти мучения только во вред пойдут. В конце концов, от двоек еще никто не умирал. Но уметь планировать и действовать по плану – хороший навык, продолжайте его развивать, но учтите, что устойчиво следовать ему она научится годам к 11-12. Раньше просто мозг не готов, не созрел для этого. Наказывать, особенно бить ребенка за это не стоит. Хорошо, что вы сама понимаете абсурдность этого. Не вините себя, ведь у вас не хватало информации об особенностях психики и сознания детей этого возраста, а просто прекратите это делать.

Как следует из вашего письма, вы до позднего вечера на работе, а отец разрешает ребенку пользоваться телефоном, нарушая ваши запреты. Не совсем понятно, что ему мешает вместо этого делать уроки с ребенком? Возникает ощущение, что у вас не один, а два ребенка в семье. А ведь ребенок не только ваш, а общий, и воспитание – дело тоже общее. Договоритесь с мужем о том, как он может дочери помочь делать уроки, пусть он, а не вы посещает родительские собрания в школе – это невероятно мобилизует. Как-бы невзначай рассказывайте истории успеха про знаменитых личностей, которым отцы помогли достичь успеха, про то, как ваши знакомые участвуют в жизни детей – но не в обвинительной форме, не «а вот Вася», а просто как новости. Чтобы муж видел престижность отцовского участия в воспитании: для мужчин это очень важно. Всякий раз хвалите, благодарите за участие, отмечайте успехи – пусть он входит во вкус. Ну и конечно прямо поговорите с ним о том, что надо бы дочери помочь в выполнении домашнего задания, поинтересуйтесь у него, какие он видит для этого возможности, дав понять, что самостоятельно дочь не может этого делать – в силу возраста. Не исключено, что муж так и не захочет заниматься с дочерью, тогда настаивайте на выполнении договоренностей (семейный психолог может помочь) и придется искать другие возможности – продленка или репетиторы. Вам в две смены работать тоже не вариант. Или делите домашние обязанности с мужем, или нанимайте помощь извне. Но откладывать выполнение домашнего задания на поздние часы, нанося урон здоровью ребенка точно не стоит.

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»