Вопрос специалисту

Сын агрессивно себя ведет

Сын агрессивно себя ведет

Добрый день! Нашему сыну 6 лет 9 мес. Проблема, с которой мы столкнулись, - это его агрессия по отношению к нам, родителям. У нас полная семья, насилия, ругани и частых споров у нас нет, ни муж, ни я не поднимаем друг на друга руку. Сын с раннего детства очень требовательный ребенок, в играх ему было необходима компания, в повседневной деятельности помощь. Долгое время был единственным ребенком и внуком в семье. 9 месяцев назад у нас появился второй ребенок, дочка, ее появления он очень ждал, проявлял любовь, помощь, интерес, но начиная примерно с сентября-октября ситуация усугубилась. В этом году он пошел в школу, с учебным процессом проблем нет, но испытывал проблемы с нахождением группе продленного дня: не хотел оставаться, просил забрать пораньше. Я старалась забирать его сразу после занятий, за исключением дней, когда были факультативы и кружки либо бассейн у младшего ребенка. 2-3 дня из 5 забирала сразу после занятий, чтобы адаптация к школе прошла более спокойно. Тем не менее к концу сентября стали появляться факты агрессии. Чаще всего это происходит по причине просмотра мультфильмов либо комп. игры и в ситуации, когда он голоден либо устал. Мы ограничиваем просмотр 1-1.5 ч. в день, и когда приходит время его заканчивать, начинается трэш. Ребенок не согласен прекратить игру. Я предупреждаю его за 5-10 мин, что время скоро закончится и нужно будет завершить просмотр, пробовали устанавливать таймер, указывали на часы.Для него время пролетает очень быстро, он не верит, что оно завершается, и всячески протестует. Это проявляется в том,что он стучит по вещам ногами и руками, задирается, кричит, а в последнее время ситуация так усугубилась, что стал бить меня и мужа. Конфликт развивать, давать сдачи -это чревато также усугублением. Когда он входит в раж, я стараюсь взять его в замок, но это также не улучшает ситуацию. Разговоры малоэффективны, в таком состоянии он нас не слышит! Чаще всего он успокаивается, когда выхожу, оставляю одного, он еще немного буянит и перестает. Повторюсь, что после сна в продленке либо еды он ведет себя спокойнее. Говорит, что мы его не любим, не жалеем, не обращаем на него внимание, любим только дочь. Что все плохое, что он делает-это из-за нас, мы его злим. Доходит до того, что говорит, что мы хотим, чтобы он умер или убьет нас, если он не получит желаемое. С 1.5-2 лет уже появилась потребность в изучении вопросов детской психологии, т.к. мы периодически сталкивались с проблемами в его поведении: истерики, плач, необходимость внимания, но физическое насилие так ярко проявилось сейчас. Наблюдаемся у невролога, поставлен диагноз ранняя детская нервность, уже месяц проходим курс лечения первичного энуреза успокоительными и витаминами гр В, но это никак не улучшило ситуацию. Проблема в том, что в семье воспитывается маленький ребенок и такая обстановка в семье не идет ему на пользу, она видит наши конфликты, поэтому меня беспокоит состояние не только старшего , но и младшего ребенка.К сестре он агрессии не проявляет, максимум косвенное, ударить ее стульчик, например, во время агрессии. Стараюсь уделять ему время когда она спит либо она с мужем. Но муж допоздна на работе, а от родственников, которые бы могли помочь, мы живем далеко, в другом городе. Поэтому не могу уделять ему столько внимания сколько нужно и хотелось бы. Любит засыпать со мной под книжку, держаться за меня, закручиваться в одеяла, делать себе домики. Чувствую, что выгораю, сдерживаю свои эмоции, чтобы не усугубить ситуацию, а детям нужна здоровая, спокойная, уверенная в себе мать, мы с мужем спокойные, не конфликтные люди, возможно мягкие. Подскажите пожалуйста, направьте, к кому в первую очередь обратиться семейному, детскому психологу, неврологу, т.к. наша жизнь превращается в ад с ежедневными стычками. Общалась со школьным психологом, по результатам ее диагностики с ребенком все ок. Диагностика касалась адаптации к школьному обучению, у сына высокий уровень адаптации и полностью сформированная "внутренняя позиция школьника", благополучное эмоциональное состояние, адекватная самооценка, не повышенный уровень тревожности. Классный руководитель отзывается о его успехах в учебе и поведении хорошо. В детском саду также не было проблем дисциплиной и поведением. Возможно, мы допустили уже какие-то ошибки в общении с сыном, как нам их исправить и улучшить ситуацию в семье? Буду очень благодарна за ответ.

Ольга

Ольга, здравствуйте!

Причины детской агрессии могут быть разными. Часто это сочетание внутренних и внешних факторов: биологической составляющей и особенностей окружающей среды и воспитания.

Из вашего письма недостаточно хорошо можно прояснить специфику взаимодействия в семье. Я предлагаю вам внимательно изучить каждый из следующих пунктов, примерить на вашу ситуацию, взять то, что подходит и может помочь:

1. То, как устроена система контроля за поведением детей в семье

Агрессивность часто возникает в семьях, где используется авторитарный стиль воспитания. При этом другой полюс – вседозволенность и отсутствие границ – также способствует агрессивности.

Если в первом случае многое строится на подражание и копящейся злости (агрессия – способ защитить свои границы, авторитарность в воспитание не предусматривает внимательное и бережное отношение к желаниям и потребностям ребёнка), то во втором ребёнок не чувствует «стопов» из окружающей среды. А они ему очень нужны.

Правила и запреты (не повсеместные, но введённые с умом и имеющие под собой основания) делают мир безопасным для ребёнка. Они же учат его останавливаться, владеть своим поведением.

Вы совершенно правильно делаете, что предупреждаете о конце времени для игры заранее. Это и есть та самая граница, которая должна быть проведена и которую ребёнок должен знать заранее. Следующий шаг касается выдерживания и совладания с эмоциями. О нём поговорим чуть ниже.

2. Запрет на физическую активность

Упражнения, спорт, бег, простое «бесилово» на улице помогают ребёнку сбросить напряжение. Особенно,  если его нервная система изначально подвижная и в организме много энергии.

Если этого не происходит, напряжение копится в теле. Когда оно не находит разрядки через активность, включаются эмоции (они также энергетически заряжены).

Вывод из этого пункта – стараться обеспечивать ребёнку не только правильный режим дня и достаточное время для сна, но и должный уровень активности на свежем воздухе.

3. Защитные и протестные реакции

Агрессия помогает человеку отстоять себя, высказать недовольство ситуацией. Часто мы видим, как ребёнок проявляет её в случаях, на наш взгляд не несущих ничего страшного. При этом, с одной стороны, для ребёнка эта ситуация может быть сильно тревожащей, а с другой, если внутри него накопилось много напряжения, то достаточно будет самого маленького повода для взрыва, как эффект последней капли.

В этом случае обратите внимание на то, есть ли у ребёнка личное пространство, возможность делать то, что хочется и нравится, не конкурировать с младшей сестрой за вашу любовь и ваше внимание.

Причин агрессии в вашем случае может быть больше, чем одна. Это и биологические факторы (учитывая, что, по вашим словам, ребёнок был своенравным ещё с самого маленького возраста), и особенности воспитания в семье, и ревность по отношению к сестре, и недостаток внимания.

Что с агрессией можно сделать?

Если вы хотите обратиться к специалисту за очной консультацией, на нашем Портале вы можете найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.

Вы можете проконсультироваться у семейного психолога по вопросам взаимоотношений в семье, обратиться к детскому, чтобы ребёнок в безопасной обстановке мог проиграть тревожность и напряжение. Можете сами обратиться к специалисту с собственными чувствами, потому что, вероятно, они тоже тяжёлые и довлеют над вами.

Суть «воспитания» ребёнка с агрессивными тенденциями не в том, чтобы постараться их как можно больше заглушить, чтобы сделать его мягким и послушным. В его характере заложена большая энергия, она поможет ему добиться в жизни успехов, но она же приводит нервную систему в возбуждение.

Ваши задачи:

1.       Разобраться и насколько возможно устранить причины, усиливающие внутренний дискомфорт ребёнка;

2.       Научить его осознавать свои эмоции, понимать их, выражать экологичным путём и переживать фрустрирующие моменты.

В первом случае старайтесь уделять больше внимания ребёнку, быть для него тёплым, надёжным, стабильным взрослым. Если вы проводите время вместе с сыном, только когда младшей дочки нет рядом, он начинает видеть в сестре соперницу. И конечно, злиться. А при этом злиться на сестру нельзя, что рождает подавленную агрессию, которая разрывает изнутри и однажды такими волнообразными вспышками проявляется вовне.

Говорите с сыном почаще о своей любви, о нём самом, проводите время втроём или всей семьёй, показывайте, что вас хватает на обоих детей.

Вторая задача начинается с вашего собственного умения говорить о своих эмоциях и выражать их. Насколько вы можете не подавить в себе чувства, а сказать «я злюсь, мне надо сейчас побыть одной»? Насколько вы сами позволяете себе быть агрессивной, раздражённой, уставшей? Не в отношении детей, а по жизни, в отношении мужа. Насколько вы можете позволить себе попросить о помощи, о том, чтобы нанять няню или помощницу, о поддержке со стороны окружающих.

Ваш сын учится переживать эмоции в том числе на вашем примере. Что вы ему показываете? Подавление? Или выражение по минимуму? Или умелое управление своей эмоциональной жизнью и внутренней стабильностью?

Как я уже говорила, постарайтесь не забивать агрессию ребёнка, а научить его с ней справляться. Это начинается с ваших слов в его адрес «я вижу, что ты злишься, что ты недоволен и расстроен, тем не менее, время закончилось, понимаю, как быстро оно могло пролететь, я сама, когда чем-то увлекаюсь, не замечаю его, но вот, посмотри на часы, я вижу, как тебе нелегко это признать». Можно предложить обняться в знак утешения или просто остаться рядом. Ничего не делать, просто быть рядом, пока ребёнок кричит. Взять в тот же самый замок. Ведь его задача не в том, чтобы ребёнок успокоился (разве что косвенно), а в том, чтобы показать: эти сложные и тяжёлые эмоции переносимы, вы остаётесь рядом, не сбегаете, контейнируете их, а значит и ребёнок однажды научится с ними справляться самостоятельно.

Существуют техники самоконтроля, которым можно обучить. К примеру, делать глубокий вдох и в 2 раза более длинный выдох в момент начинающегося напряжения.

Можно прыгать, когда злишься. Можно рисовать свою злость и общаться с ней. Спрашивать, что она хочет, где живёт, что пытается донести, как она вообще себя чувствует, не грустно ли ей, не больно ли, почему она стала такого цвета, как сделать её жизнь более приятной (ни в коем случае не убирать из тела, дать ей место и пространство, чтобы быть).

Всё это возможно сделать и добиться результата: и уделять больше внимания, и внутри занимать зрелую и мудрую позицию, и разбираться с причинами. Но для этого нужна одна большая и очень важная деталь – наличие вашего собственного внутреннего ресурса.

Поэтому я бы рекомендовала в первую очередь вам обратиться к специалисту. За поддержкой. За тёплым взглядом. За возможностью отдохнуть. За тем, чтобы высказаться, потому что внутри вас самой сдержано много агрессии и усталости. Вы пытаетесь сделать жизнь каждого члена семьи хорошей, комфортной. Но что при этом творится с вами?

Позаботьтесь о себе в первую очередь. Давайте себе право отдыхать. Берите перерывы в отношениях с детьми. Выделяйте время на собственные интересы и увлечения, хотя бы на прогулку или чтение книги в одиночестве.

От вашей стабильности, действительно, зависит очень многое в поведении детей. Вы правы. Поэтому сначала сделайте так, чтобы вам самой в сложившихся условиях было спокойно, чтобы вы имели силы, ресурсы и возможности справиться с имеющимися затруднениями.

Вероятно, ваш сын уже тогда станет поспокойнее: когда увидит, что ваше напряжение уходит.

Я желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»