Вопрос специалисту

Сын агрессивно себя ведет

Сын агрессивно себя ведет

Добрый день! Нашему сыну 6 лет 9 мес. Проблема, с которой мы столкнулись, - это его агрессия по отношению к нам, родителям. У нас полная семья, насилия, ругани и частых споров у нас нет, ни муж, ни я не поднимаем друг на друга руку. Сын с раннего детства очень требовательный ребенок, в играх ему было необходима компания, в повседневной деятельности помощь. Долгое время был единственным ребенком и внуком в семье. 9 месяцев назад у нас появился второй ребенок, дочка, ее появления он очень ждал, проявлял любовь, помощь, интерес, но начиная примерно с сентября-октября ситуация усугубилась. В этом году он пошел в школу, с учебным процессом проблем нет, но испытывал проблемы с нахождением группе продленного дня: не хотел оставаться, просил забрать пораньше. Я старалась забирать его сразу после занятий, за исключением дней, когда были факультативы и кружки либо бассейн у младшего ребенка. 2-3 дня из 5 забирала сразу после занятий, чтобы адаптация к школе прошла более спокойно. Тем не менее к концу сентября стали появляться факты агрессии. Чаще всего это происходит по причине просмотра мультфильмов либо комп. игры и в ситуации, когда он голоден либо устал. Мы ограничиваем просмотр 1-1.5 ч. в день, и когда приходит время его заканчивать, начинается трэш. Ребенок не согласен прекратить игру. Я предупреждаю его за 5-10 мин, что время скоро закончится и нужно будет завершить просмотр, пробовали устанавливать таймер, указывали на часы.Для него время пролетает очень быстро, он не верит, что оно завершается, и всячески протестует. Это проявляется в том,что он стучит по вещам ногами и руками, задирается, кричит, а в последнее время ситуация так усугубилась, что стал бить меня и мужа. Конфликт развивать, давать сдачи -это чревато также усугублением. Когда он входит в раж, я стараюсь взять его в замок, но это также не улучшает ситуацию. Разговоры малоэффективны, в таком состоянии он нас не слышит! Чаще всего он успокаивается, когда выхожу, оставляю одного, он еще немного буянит и перестает. Повторюсь, что после сна в продленке либо еды он ведет себя спокойнее. Говорит, что мы его не любим, не жалеем, не обращаем на него внимание, любим только дочь. Что все плохое, что он делает-это из-за нас, мы его злим. Доходит до того, что говорит, что мы хотим, чтобы он умер или убьет нас, если он не получит желаемое. С 1.5-2 лет уже появилась потребность в изучении вопросов детской психологии, т.к. мы периодически сталкивались с проблемами в его поведении: истерики, плач, необходимость внимания, но физическое насилие так ярко проявилось сейчас. Наблюдаемся у невролога, поставлен диагноз ранняя детская нервность, уже месяц проходим курс лечения первичного энуреза успокоительными и витаминами гр В, но это никак не улучшило ситуацию. Проблема в том, что в семье воспитывается маленький ребенок и такая обстановка в семье не идет ему на пользу, она видит наши конфликты, поэтому меня беспокоит состояние не только старшего , но и младшего ребенка.К сестре он агрессии не проявляет, максимум косвенное, ударить ее стульчик, например, во время агрессии. Стараюсь уделять ему время когда она спит либо она с мужем. Но муж допоздна на работе, а от родственников, которые бы могли помочь, мы живем далеко, в другом городе. Поэтому не могу уделять ему столько внимания сколько нужно и хотелось бы. Любит засыпать со мной под книжку, держаться за меня, закручиваться в одеяла, делать себе домики. Чувствую, что выгораю, сдерживаю свои эмоции, чтобы не усугубить ситуацию, а детям нужна здоровая, спокойная, уверенная в себе мать, мы с мужем спокойные, не конфликтные люди, возможно мягкие. Подскажите пожалуйста, направьте, к кому в первую очередь обратиться семейному, детскому психологу, неврологу, т.к. наша жизнь превращается в ад с ежедневными стычками. Общалась со школьным психологом, по результатам ее диагностики с ребенком все ок. Диагностика касалась адаптации к школьному обучению, у сына высокий уровень адаптации и полностью сформированная "внутренняя позиция школьника", благополучное эмоциональное состояние, адекватная самооценка, не повышенный уровень тревожности. Классный руководитель отзывается о его успехах в учебе и поведении хорошо. В детском саду также не было проблем дисциплиной и поведением. Возможно, мы допустили уже какие-то ошибки в общении с сыном, как нам их исправить и улучшить ситуацию в семье? Буду очень благодарна за ответ.

Ольга

Ольга, здравствуйте!

Причины детской агрессии могут быть разными. Часто это сочетание внутренних и внешних факторов: биологической составляющей и особенностей окружающей среды и воспитания.

Из вашего письма недостаточно хорошо можно прояснить специфику взаимодействия в семье. Я предлагаю вам внимательно изучить каждый из следующих пунктов, примерить на вашу ситуацию, взять то, что подходит и может помочь:

1. То, как устроена система контроля за поведением детей в семье

Агрессивность часто возникает в семьях, где используется авторитарный стиль воспитания. При этом другой полюс – вседозволенность и отсутствие границ – также способствует агрессивности.

Если в первом случае многое строится на подражание и копящейся злости (агрессия – способ защитить свои границы, авторитарность в воспитание не предусматривает внимательное и бережное отношение к желаниям и потребностям ребёнка), то во втором ребёнок не чувствует «стопов» из окружающей среды. А они ему очень нужны.

Правила и запреты (не повсеместные, но введённые с умом и имеющие под собой основания) делают мир безопасным для ребёнка. Они же учат его останавливаться, владеть своим поведением.

Вы совершенно правильно делаете, что предупреждаете о конце времени для игры заранее. Это и есть та самая граница, которая должна быть проведена и которую ребёнок должен знать заранее. Следующий шаг касается выдерживания и совладания с эмоциями. О нём поговорим чуть ниже.

2. Запрет на физическую активность

Упражнения, спорт, бег, простое «бесилово» на улице помогают ребёнку сбросить напряжение. Особенно,  если его нервная система изначально подвижная и в организме много энергии.

Если этого не происходит, напряжение копится в теле. Когда оно не находит разрядки через активность, включаются эмоции (они также энергетически заряжены).

Вывод из этого пункта – стараться обеспечивать ребёнку не только правильный режим дня и достаточное время для сна, но и должный уровень активности на свежем воздухе.

3. Защитные и протестные реакции

Агрессия помогает человеку отстоять себя, высказать недовольство ситуацией. Часто мы видим, как ребёнок проявляет её в случаях, на наш взгляд не несущих ничего страшного. При этом, с одной стороны, для ребёнка эта ситуация может быть сильно тревожащей, а с другой, если внутри него накопилось много напряжения, то достаточно будет самого маленького повода для взрыва, как эффект последней капли.

В этом случае обратите внимание на то, есть ли у ребёнка личное пространство, возможность делать то, что хочется и нравится, не конкурировать с младшей сестрой за вашу любовь и ваше внимание.

Причин агрессии в вашем случае может быть больше, чем одна. Это и биологические факторы (учитывая, что, по вашим словам, ребёнок был своенравным ещё с самого маленького возраста), и особенности воспитания в семье, и ревность по отношению к сестре, и недостаток внимания.

Что с агрессией можно сделать?

Если вы хотите обратиться к специалисту за очной консультацией, на нашем Портале вы можете найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе - http://www.ya-roditel.ru/map/.

Вы можете проконсультироваться у семейного психолога по вопросам взаимоотношений в семье, обратиться к детскому, чтобы ребёнок в безопасной обстановке мог проиграть тревожность и напряжение. Можете сами обратиться к специалисту с собственными чувствами, потому что, вероятно, они тоже тяжёлые и довлеют над вами.

Суть «воспитания» ребёнка с агрессивными тенденциями не в том, чтобы постараться их как можно больше заглушить, чтобы сделать его мягким и послушным. В его характере заложена большая энергия, она поможет ему добиться в жизни успехов, но она же приводит нервную систему в возбуждение.

Ваши задачи:

1.       Разобраться и насколько возможно устранить причины, усиливающие внутренний дискомфорт ребёнка;

2.       Научить его осознавать свои эмоции, понимать их, выражать экологичным путём и переживать фрустрирующие моменты.

В первом случае старайтесь уделять больше внимания ребёнку, быть для него тёплым, надёжным, стабильным взрослым. Если вы проводите время вместе с сыном, только когда младшей дочки нет рядом, он начинает видеть в сестре соперницу. И конечно, злиться. А при этом злиться на сестру нельзя, что рождает подавленную агрессию, которая разрывает изнутри и однажды такими волнообразными вспышками проявляется вовне.

Говорите с сыном почаще о своей любви, о нём самом, проводите время втроём или всей семьёй, показывайте, что вас хватает на обоих детей.

Вторая задача начинается с вашего собственного умения говорить о своих эмоциях и выражать их. Насколько вы можете не подавить в себе чувства, а сказать «я злюсь, мне надо сейчас побыть одной»? Насколько вы сами позволяете себе быть агрессивной, раздражённой, уставшей? Не в отношении детей, а по жизни, в отношении мужа. Насколько вы можете позволить себе попросить о помощи, о том, чтобы нанять няню или помощницу, о поддержке со стороны окружающих.

Ваш сын учится переживать эмоции в том числе на вашем примере. Что вы ему показываете? Подавление? Или выражение по минимуму? Или умелое управление своей эмоциональной жизнью и внутренней стабильностью?

Как я уже говорила, постарайтесь не забивать агрессию ребёнка, а научить его с ней справляться. Это начинается с ваших слов в его адрес «я вижу, что ты злишься, что ты недоволен и расстроен, тем не менее, время закончилось, понимаю, как быстро оно могло пролететь, я сама, когда чем-то увлекаюсь, не замечаю его, но вот, посмотри на часы, я вижу, как тебе нелегко это признать». Можно предложить обняться в знак утешения или просто остаться рядом. Ничего не делать, просто быть рядом, пока ребёнок кричит. Взять в тот же самый замок. Ведь его задача не в том, чтобы ребёнок успокоился (разве что косвенно), а в том, чтобы показать: эти сложные и тяжёлые эмоции переносимы, вы остаётесь рядом, не сбегаете, контейнируете их, а значит и ребёнок однажды научится с ними справляться самостоятельно.

Существуют техники самоконтроля, которым можно обучить. К примеру, делать глубокий вдох и в 2 раза более длинный выдох в момент начинающегося напряжения.

Можно прыгать, когда злишься. Можно рисовать свою злость и общаться с ней. Спрашивать, что она хочет, где живёт, что пытается донести, как она вообще себя чувствует, не грустно ли ей, не больно ли, почему она стала такого цвета, как сделать её жизнь более приятной (ни в коем случае не убирать из тела, дать ей место и пространство, чтобы быть).

Всё это возможно сделать и добиться результата: и уделять больше внимания, и внутри занимать зрелую и мудрую позицию, и разбираться с причинами. Но для этого нужна одна большая и очень важная деталь – наличие вашего собственного внутреннего ресурса.

Поэтому я бы рекомендовала в первую очередь вам обратиться к специалисту. За поддержкой. За тёплым взглядом. За возможностью отдохнуть. За тем, чтобы высказаться, потому что внутри вас самой сдержано много агрессии и усталости. Вы пытаетесь сделать жизнь каждого члена семьи хорошей, комфортной. Но что при этом творится с вами?

Позаботьтесь о себе в первую очередь. Давайте себе право отдыхать. Берите перерывы в отношениях с детьми. Выделяйте время на собственные интересы и увлечения, хотя бы на прогулку или чтение книги в одиночестве.

От вашей стабильности, действительно, зависит очень многое в поведении детей. Вы правы. Поэтому сначала сделайте так, чтобы вам самой в сложившихся условиях было спокойно, чтобы вы имели силы, ресурсы и возможности справиться с имеющимися затруднениями.

Вероятно, ваш сын уже тогда станет поспокойнее: когда увидит, что ваше напряжение уходит.

Я желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»
Комментарии:
CAPTCHA
Nina   24 Июня, 17:53
https://www.school-evolution.ru/.Просто замечательная школа для ребенка . Проконсультировали и посоветовали что делать .Рекомендую всем .
Nina   24 Июня, 14:07
Хотелось бы посоветовать сайт https://www.school-evolution.ru/ . Где вашего ребенка всему научат .
Bulka   20 Июня, 13:52
Это только теория. А на практике все совсем не так идеалистично. И ревность, и безответственность, и лень, и эгоизм, и перетягивание одеяла на себя, бесконечные драки, и перенасыщенность материальными благами и дети-интроверты, которые не хотят быть коммуникабельными, - все есть. Сама по себе многодетность это не лечит
Александрина   19 Июня, 01:39
Привет,меня зовут Саша..мне 17 лет..живу я с родной тетей и ее мужем..родители умерли..мой «отец»..который по документам мне по сути никто ...унижает меня..раньше бил меня, сейчас перестал..у них постоянные ссоры из-за меня..тетя любит меня и пытается защитить от него, но он не вменяемый..я должна его слушаться беспрекословно..а если не послушаю..это маты в мою сторону и унижение..он бывает адекватным ,но это всего лишь 1 день из 4 месяцев...все мои 17 лет он унижает меня,подкалывает,доводит до истерик, а потом как не в чем не бывало приходит и говорит мол, я сама виновата, и пытается приласкать, показать мне свою любовь и то как он «сильно меня любит»...я так устала от этого...каждый день одно и тоже..что мне делать !?(
Alba   19 Июня, 00:40
У меня подобная ситуация, сыну 2,9 лет, с рождения со сном не дружил. Сначала спал с нами, днем в коляске укладывали, засыпал только тогда, когда коляска сильно тряслась.
Позже , когда переложили спать в свою кроватку, днем засыпал быстрее, но иногда пока не крикнешь и по попе не дашь, не уснет. Вечером папа укачивал и укладывал, но тоже по 1,5 часа.
Всегда активный, спать никогда не хочет. Утром может встать и в 7:30, и в 8 и максимум в 9. Если рассказываешь сказки перед сном, активизируется. Ванная перед сном вообще противопаказана-может час там плескаться и потом еще скакать и скакать. У нас свой двор, целыми днями бегает по нему, играем активно, купили батут, думали теперь точно будет падать спать.. но это не про нашего сына. Пару раз за столом засыпал на ужине, стали переносить в кровать, открыл глаза и по-новой...
Если вечером в спокойные игры играем, то активизируется сам. Ночной ритуал делаем: убрали игрушки, умылись, почистили зубки, одели пижаму, пришли в кроватку, приглушенный свет.. все как надо.. он забирается в кроватку и начинает скакать на ней и опять понеслось..
Спать самостоятельно никогда не мог, всегда и во всем игра. Перед сном обязательно или крик или истерика не хочу спать.. на все уговоры отвечает "нет"...
Как испытывает нас..
Зато мы с таким ребенком сразу засыпаем когда он засыпает.. )))))
Что делать? Я понимаю, что так нельзя. Ждать, когда он перерастет это, не хочется.
Из знакомых только у одних подобная ситуация, они в шоке, ломают голову что делать.
Телевизор почти не смотрит, мальчик умный, занимаюсь с ним и умственным трудом.. откуда только у этой батарейки берутся силы?)))
Настя   17 Июня, 16:22
Здравствуйте меня зовут Настя молчанова и мне 12 лет (я 2007) . Не помню точно с какого возраста это начилось но примерно со 2 класса. Моя мама стала приходить домой пьяная очень часто. Папа не мог это терпеть и бил ее каждый раз. Это повторяется каждый месяц , она всегда мне обещает что больше не будет так делать ведь очень любит меня но я ей уже не верю слишком много раз она так делала.Ещё я хожу на фигурное катание эта часть тоже очень важна ведь я очень люблю этот спорт и я в нем успешна . Папа раньше сильно ругался что я хожу на него(когда я была маленькая). Один раз я была но соревнованиях и в очередной раз попросила маму не делать она даже клялась , но это ее не останавливает . Я всегда стараюсь скрыть это но я так больше не могу у меня есть пара хороших друзей и спасибо им большое только они меня поддерживают я им все рассказала и если дальше будет хуже то я уйду к ним. Если вы думаете а как же бабушке и другие? Они думают что мама просто зависима от этого и как будто «не специально» делает так и постоянно винят меня в этом хотя я ничего плохо никому не делала! Они просто идиоты по другому я сказать не могу , често у меня самая ужасная семья потому что моя тетя ведет себя как ребёнок (ей40) и живет с родиьелчми мои бабушка и дедушка ВООБЩЕ СЧИТАЮТ ЭТО НОРМАЛЬНЫМ И ГОВОРЯТ ПОЧЕМУ ТЫ ПЛАЧЕШЬ ?! И даже когда я хочу побыть в такие моменты одна такого не будет потому что все сразу прибегут и будут смотреть как я реву я даже закрываться пыталась им похер я не могу по-другому это сказать У меня со всеми друзьями хорошие отношения да и с родными было пока этот ужас не начался. Ещё каждое лето мама возит меня на сборы да это мне помогает и я стала одной из лучших фигуристок своего округа ,но еслть одно большое но! Таже история опять пьянсто и тп только она брала меня с собой мол она хочешь посмотреть как я плачу ведь мне правда очень больно. Я думала как быть ведь я не хочу так жить. Бросать спорт я не хочу мне сильно он нравится + ещё друзья ведь в школе из-за занятий я почти не бываю. С папой я не хочу уезжать хоть я его сильно люблю но с ним спортом я не смогу заниматься . У бабушки с дедушкой я ни за что не останусь не хочу быть такойже тупой. Маму я очень сильно люблю но видно что то не взаимно. Сейчас я живу у бабушки с дедой и с мамой. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Я ТАК БОЛЬШЕ НЕ МОГУ СЕЙЧАС Я ПИШУ ЭТО ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ВСЕ СКРЫВАТЬ Я ОЧЕНБ ХОЧУ УЕХАТЬ КУДА НИБУТ ОДНА НО МНЕ ВСЕГО13 . Ещё я очень хочу совершить суецыд но я боюсь
Екатерина   14 Июня, 23:23
Ольга Степаненко   5 Июня, 14:50
Огромное спасибо!
Goras   3 Июня 2020, 23:07
Хорошая добрая сказка на ночь для детей. Вообще такие сказки конечно не редкость но тем не менее сейчас не часто встречаются. Без всяких ужасов и и вампиров и другой нечести как бывает в угоду современным требованиям. Еще слушала сказку, тоже Елена читает про то как Егор удалец решил купить яхту и по морю пошел до самого атлантического океана. А так как яхта моторная то шел он быстро и всякие приключения с ним случались. Пираты нападали на него морские и всякое другое тоже было
Наталья С.   2 Июня 2020, 09:27
Выгорание - это всегда тяжело. Будь оно рабочее или же другого вида. У меня дочка скоро в школу пойдет, правда не знаю как это все будет сейчас, в такое нелегкое время... Но пока смотрим с мужем разные сайты, где можно подобрать нужное образование. Вот здесь кстати понравилось - https://kedu.ru/ Очень удобно.
аэлита юсупова   1 Июня 2020, 20:14
здрасьте,меня зовут Аэлита 14 лет и у меня проблема в том что с рождения мама просто ненавидит меня и последние два года мне сказала чтоб типа я умерла было бы лучше и 31 декабря примерно вечером в 21:00 нам с сестрой сказала "я думала что сегодня буду в ваших похоронах" просто знаете сейчас мы с сестрой у бабушки чтобы чистить шторы ну вообщем помогать по дому(мама сама нас отправила) и после 3 часа сказала что вы делаете думаете что у вас дома нет? а только что орала на нас и сказала что дома никто нас не ждёт и уж тем более она всегда нам скажет чтобы мы умерли или сама не приклеела зажницу чтрбы нас не рожать.и всегда бьет,кричит и говорит подними голову и ходи как ребенок а не как базарская баба!а когда я хочу поплакать из за всех унижений и физических нагрузок,ей все равно.ненавижу весь этот мир,никого из этого мира потому что даже папа не против тому что говорит мама.я просто хочу умереть.делая суицид.как думаете,стоит мне делать самоубийство?
Владислав   1 Июня 2020, 13:56
Первый год жизни ребенка это самый трудный период в жизни родителей, как я считаю. Но в то же время и самый интересный) Но самое страшное это как по мне, то что в таком возрасте ребенку нельзя большинство лекарств. У меня у самого дочь заболела в годовалом возрасте, жутко было конечно, но мне в интернете про геделикс подсказали, как одно из немногих лекарств которое всем детям можно, ну я его взял, рискнул, и не зря-дочке сразу легче стало. Хотя можно и синекод взять, но он у меня в аптеке дороже стоил.
Анна   1 Июня 2020, 01:36
Здравствуйте.Прочла данную статью, очень интересна и все правильно изложено.Возник вопрос:Может ли быть такое, что в одном человеке (матери) все типы кроме «Мать-саратница».Буду очень благодарна за обратную связь.
Goras   31 Мая 2020, 01:30
Читал эту книгу и дома есть. Затрепанная уже) Очень полезная книга и могу рекомендовать для прочтения всем кто хочет понимать детскую психологию. Это не сложней чем купить яхту например или дорогую машину. Если есть цель и стимул - то такую покупку может сделать каждый. Разбираться в детской психологии тоже не сильно сложно если знать как понимать ребенка
Анастасия   29 Мая 2020, 05:46
А у нас в городе нет дома ребенка везти нужно в другой город а опека говорит мы заключим договор но везите мама а я не могу ни финансово да и физически до города туда только 20 часов а у меня 31 в 9 операция как быть в такой ситуации
Владимир Макарычев   28 Мая 2020, 08:39
Привет, меня зовут Владимир, мне 13. У меня такая же проблема. Я такой мальчик который любит иногда попроказничать. И мне родители сегодня сказали чтобы я валил из дома с вещами. И так 2 года. Папа особенно на меня агрится. Орёт матом при 4 годовалом брате моем. Бьёт ремнем 1-2 раза в месяц. И унижатет...И ещё он мне даёт сборник стихов, который я хочу уже сжечь! Из за этого сборника у меня проблемы со школой, а именно с оценками. Только брата младшенького любят! А меня просто ненавидят!
Благо что дедушка и бабушка меня поддерживают. Думаю к ним переехать. Вот это разница в возрасте брата моего и меня БЕСИТ! спасибо за внимание.
YULIA85478   27 Мая 2020, 11:41
Геймификация (или игрофикация) - это технология использования игровой механики в процессах, не связанных с игровой индустрией. Казино в первую очередь привлекает игроков доступностью быстрого и лёгкого выигрыша как на сайте [url=https://igroviye-avtomatii-besplatno.com/igrovye-apparaty-online/]лучшее онлайн аппараты[/url]