Вопрос специалисту

Все время конфликтуем с дочерью из-за учебы

Все время конфликтуем с дочерью из-за учебы

В этом году дочь поступила в сильную школу, где нужно учиться, первые полгода, пока учителя дали время адаптироваться, она неплохо училась 4-5, после нового года, скатилась на 2,3,4. Учиться сложнее по сравнению с предыдущими школами, нужно более вдумчиво делать ДЗ, его много задают. 

Основная проблема из-за чего мы с ней постоянно конфликтуем - это общение в телефоне в vk, во время выполнения ДЗ, между ДЗ, в итоге все сваливается на поздний вечер, ложится поздно, утром тошнота рвота, мне кажется из-за недосыпа. 

Я пытаюсь как-то ей помочь, договариваемся, что во время уроков, телефон она убирает на кухню и берет только когда сделает один урок, но это выполняется только когда я дома и под моим контролем, когда меня нет и она дома одна - она все время сидит в телефоне. Вчера она возмущалась, почему я ее ограничиваю в общении. Ей нужно общение с друзьями, она не может без этого и что никого родители не ограничивают, они сидят столько, сколько хотят, и что со мной она не может больше общаться, я ее не понимаю.

СВетлана

Светлана, здравствуйте!

Первое, что важно выяснить, это то, чья была инициатива перейти в эту школу. Если ваша – то стоит пересмотреть свое решение. Возможно, ребенок не тянет такую нагрузку на психику. Или разрешить получать те баллы, которые даются не с таким трудом. Подумайте, какая цель поступления в эту школу. Если знания, то важно подпитывать мотивацию у девочки и тогда не важно, какие она получает оценки. Если высокие баооы на ЕГЭ - то очевидно, что Ваша дочь очевидно не выдерживает всего объема. Но так ли важны высокие баллы? Вы готовы положить здоровье ребенка ради них? А ваши отношения стоят пятерок?

Если ваша дочь сама приняла решение о переходе в новую школу, то верните ей ее ответственность. Скажите, что не готовы выступать в качестве надзирателя и перестаньте контролировать. Кстати, если ребенок сам хочет, то при отсутствии контроля, включит внутреннего взрослого и сам себя усадит за уроки. Может стоит попробовать?

Общение в этом возрасте действительно очень важно. Сейчас формируются основные навыки, которые в дальнейшем помогут проходить собеседования на работу, выстраивать диалоги с директором, просить повышения и найти мужа. Это актуально для подростка. Не стоит лишать своего ребенка этой важной части становления личности. Ввиду особенностей возраста, ответом станет скорее негативизм и отрицание, чем послушание и смирение.

Разрешите общение, договоритесь о времени отдыха. Поверьте, качественный отдых только увеличивает работоспособность. Не контролируйте, а вводите правила. Не наказывайте, а обговорите санкции. Наказание подразумевает власть одного над другим и безапелляционное подчинение. А санкции демократичны, о них предупреждают заранее и оба участника договора дают согласие на такие меры. 

Заключите некий договор с дочерью, но так, чтобы ей тоже было выгодно. Например, вы регламентируете время, проведенное с телефоном, а ваша дочь ограничивает контроль с вашей стороны (к примеру, вы теперь не можете сидеть за спиной, а только раз в час заходить в комнату, где девочка делает уроки). Чем понятнее, проще будут правила, тем выше шанс на их выполнение. Санкции должны быть обговорены заранее и всегда выполняться. И вы, и ваш ребенок должны понимать, чем рискуете, когда уходите от договоренностей. Это должны быть выгодные для всех отношения.

Научитесь слышать вашего ребенка. Спросите, что ее волнует, как она видит сама процесс выполнение ДЗ. Может быть, у нее есть идеи по поводу оптимизации процесса. Расставьте приоритеты и следуйте им. И да, помогать нужно только тогда, когда вас об этом просят. В противном случае, это не помощь, а навязывание своего образа жизни.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»