Вопрос специалисту

Мальчик начинает истерить когда что-то не получается

Мальчик начинает истерить когда что-то не получается

Добрый день, моему внуку 7 лет, учится в 1 классе. Не складываются отношения в школе, если что- то не получается, не успевает сделать работу вовремя, начинает плакать, истерит, швыряет все вокруг, рвет тетради, естественно, как говорят учителя, (кстати, с первого класса в этой школе уроки ведут учителя-предметники, а классным руководителем у внука является учитель физкультуры), он мешает учебному процессу в классе. С ребенком и его родителями неоднократно проводились беседы с участием школьного психолога. Ребенок признает, что он поступает неправильно, что не будет так делать больше, говорит, "Понимаю, что так делать нельзя, но не могу сдержаться". Дома такие же истерики, плач, упрямство. В общем, он мальчик послушный, чего бы ни попросили сделать, делает вовремя и аккуратно. Может, поторопились в школу отдать, надо было ему годик дома посидеть? До семи ему не хватало двух месяцев.

Анна

Анна, здравствуйте! 


Ответственность за детей несут их родители, а значит и решение принимать им. Я дам ответ, но помните, что он адресован родителям ребенка и только если они хотят его слышать. Итак, для начала я не вижу связи между поведением ребенка и тем, что в начале письма пишите, мол, не складываются отношения в школе. 

Очевидно, что у ребенка есть сложности с поведением, саморегуляцией, но есть ли проблемы с коммуникацией – вопрос. Рекомендую для начала проконсультироваться с детским неврологом, уточнить, нет у ребенка неврологического статуса. Если проблем нет, то настоятельно рекомендую обратиться к другому психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - Список бесплатных служб психологической помощи

У меня сложилось впечатление, что ребенок отстаивает свои права. Если это так, то необходимо пересмотреть вопрос личных границ внутри семьи и научить уважать их у ребенка. 

Агрессия - это защита. Стоит подумать, от чего защищается ваш внук. Истерики – это признак перегруза психики, отчаяния. Умеют ли близкие поддержать мальчика? Есть ли в семье доверительные отношения? Достаточно ли мальчику внимания? А как в семье принято проявлять эмоции, особенно социально неприемлемые? Можно ли злиться, раздражаться, плакать? Если родители блокируют это, запрещают, обесценивают, высмеивают, то ребенок находится в постоянном перенапряжении, отсюда обратный эффект. 

Надо помочь мальчику. Важно выяснить причину, устранить ее, научить ребенка добиваться желаемого другими способами. Например, если разбрасывать предметы – это способ проявить злость, то стоит заменить это на битье подушки или на громкий рык в отведенном месте.

 Ищите другие, альтернативные способы проявлять эмоцию, учите ребенка этому и тогда ему будет гораздо проще подобрать подходящую реакцию под конкретную ситуацию. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка и свой собственный. Чтобы эмоцию выпустить, ее нужно сначала назвать. 

Учите ребенка брать паузы между стимулом и реакцией. В этом очень эффективны дыхательные упражнения. Уделяйте внимание режиму дня, питанию, качеству сна и отдыха ребенка. Психика – это такой же орган, и он нуждается в силах. Ресурсы для нее – это базовые потребности. 

В ситуации переутомления, когда есть перманентный конфликт в семье, когда приходится защищаться, тогда любая проблема кажется большой и малейшее воздействие становится болезненным. А решение по школе уже принято, сейчас важно адаптироваться под текущую ситуацию. Ваша задача – не запретить, а научить как надо себя вести.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»