Вопрос специалисту

Ребенок угрожает "убить себя" из-за отлучения от планшета

Ребенок угрожает "убить себя" из-за отлучения от планшета

Здравствуйте! Моему сыну 6 лет. Он бегло и много читает, умеет считать, складывать, вычитать и т п. Т.е. хорошо развит для своего возраста. Любознателен. В основном, читает детские энциклопедии и хорошие детские книжки (А. Лидгрен, Э. Успенский, Волшебник изумрудного города и др. старые добрые детские книги). В саду воспитатель называет моего сына иногда "профессор", хвалит, что умненький. Я в разводе, отец ребенка приезжает редко - в основном на его День рождения и + 1 от силы 2 раз в год. 

Препятствий к их общению не чиню. При ребенке об отце плохо не говорим. Он привык к такому положению вещей, и может и не вспоминать об отце продолжительное время. Но папа - это праздник как ни крути, на машине даст порулить, на День рождения с подарками раз в год. В связи с тем, что у нас в поселке нет работы, снимаю жилье в обл. центре и работаю там же. 


Сын в основном с бабушкой и дедушкой в деревне. Каждые выходные с вечера пятницы по утро понедельника я приезжаю к нему, или забираю на выходные/отпуск в обл.центр. У меня появился мужчина, с которым я познакомила сына. Они хорошо играют, общаются, могут и подурачиться. Он научил сына новым играм, некоторым мужским вещам. 

Но, вопрос 1: сын адекватен и спокоен в отсутствии мужчины. Когда он приходит - балованность и шалости сына порой просто зашкаливают. Вплоть до того, что часто сын начинает виснуть на нем, пытаться укусить понарошку, щипнуть и тп, и довольно продолжительное время, замечания не действуют. Такое ощущение, что в ребенка (если по простому) "черти вселились". Помогает только увлекать чем-то, или таки иногда угол. В чем причина (догадываюсь - притягивает к себе внимание) и как правильно сгладить это, помочь ребенку? Вопрос 2. Важный. Буквально сегодня произошла ситуация, в присутствии мужчины (отсылка к вопросу 1 возможно в какой-то мере). 

У сына есть планшет, по рекомендации окулиста ему разрешается играть на нем только 20 минут в день. Чаще сын уговаривает меня и играет 2 раза в день по 20 минут. Сегодня у нас была истерика с требованиями дать планшет (хотя отыграл свои 2 раза по 20 мин.), с предъявлениями, что играл всего 3 минуты, обещаниями уйти из дома, и !!! убить себя!!!, по причине того, что "ему не дают играть на планшете целыми днями". Это дословно. Объяснения, попытки разговора, отвлечь, увещевания, угрозы наказать "отлучением" от планшета давали временный эффект. Так как планшет я наотрез давать отказалась. После понимания, что планшет таки не дадут - рёв с новой силой. Все это на протяжении примерно часа – полтора. Был и угол, и как последний аргумент - стебанула ремнем и рявкнула. После этого, как на кнопочку нажали. Рев прекратился. Быстро уснул (сам устал, наверное). 

Дайте, пожалуйста, советы и рекомендации по описанной ситуации. Как ребенок может пытаться манипулировать такими вещами - "убить себя", а если это мысли всерьез... К интернету доступа у него нет, телевизор фильтруем при нем. Откуда такие мысли? Что делать??? Ему всего 6 лет, а что дальше будет. Причина развода с его отцом - он стал игроманом, набрал долгов и т.д. Характер и отца, и сына, да и мой - довольно упрямые.. Дайте, пожалуйста, профессиональный совет! Спасибо!

Лидия

Лидия, здравствуйте!

По поводу вашего первого вопроса. Важно то, насколько развит эмоциональный интеллект ребенка. Речь о том, насколько хорошо ребенок осознает свои чувства и эмоции и как много у него есть способов реакции. Что чувствует ребенок, когда в него «вселяются черти»? Судя по описанию, ребенок не выдерживают какую-то очень сильную, значимую для себя эмоцию и просто не умеет ее иначе выражать. Есть подозрение, что это чувство глубоко спрятано, потому что приносит ребенку очень много боли. Предположу, что речь о нежности. Или привязанности. Ребенок так боится быть брошенным, что когда это чувство возникает, он проявляет агрессию, как бы отталкивая реальность от себя. Похоже на то, что вашему сыну безопаснее жить без глубинных привязанностей, просто общаясь с вашим мужчиной. В противном случае ваш сын видит опасность быть снова брошенным.

Нужно развивать эмоциональный интеллект мальчика, помогать ему справляться со своими чувствами, поддерживать, страховать его. Нужно объяснить, что риски есть всегда. Что жизнь непредсказуема. Можно бояться новых отношений и никогда не испытать любовь, а можно рисковать. Почитайте ему сказки на эту тему, проигрывайте ситуации из жизни, обсуждайте такие ситуации в мультиках и книгах. Научите ребенка действовать иначе, не забывайте, ребенок действует так, как умеет и так, как эффективно. А какая у него альтернатива?

Второй ваш вопрос. Как бы ни хотелось оградить сына от негатива, его воспитывают не только родители. А в вашем случае это очевидно так. Вполне возможно, что ваши родители не сдерживают слово и дают желаемое спустя какое-то время слез и манипуляций. Или они, в силу возраста, говорят о смерти. Кроме того, ребенок растет в среде, где есть дети с иными стратегиями поведения. Возможно, ваш ребенок пробует какую-то реакцию, скопированную оттуда.

В воспитании главное – последовательность. Вы очень правильно сделали, что не дали планшет. Теперь ваш сын знает, что ваше слово – закон. Теперь вопрос, а как надо с вами общаться? Научите этому мальчика. Установите правила внутри семьи, которые будут выгодны для всех. Следите за их исполнением. Даже у вас должны быть обязательства. Только так можно выстроить не иерархию, а дружественные отношения, в которых ребенок не подчиненный, а просто ребенок.

Обсудите эту ситуацию с сыном. Расскажите о том, что вы чувствуете. Не бойтесь показаться слабой. Пусть для мальчика это будет уроком о том, как нужно говорить о чувствах и как стоит обсуждать проблемы. Узнайте, почему он так сказал про смерть, где он это услышал. Попросите рассказывать вам о том, что его беспокоит. Вполне возможно, что ребенок просто потерял границы и не нашел ничего лучше в тот момент времени. Если же у вас останутся беспокойства, то стоит обратиться за помощью к психологу. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»