Вопрос специалисту

Мой сын увлекается компьютерными играми и грубит мне, не хочет учиться.

Мой сын увлекается компьютерными играми и грубит мне, не хочет учиться.

Здравствуйте! У меня серьезные проблемы с сыном в плане общения, со школой. В последнее время ребенок стал неуправляем, может не придти домой, пропускает уроки, эмоционально не уравновешен. Отсюда конфликты с учителями. В школе рассеян, отсутствует мотивация к учебе. Стараюсь помочь ему с уроками, просто сижу рядом, иначе ничего делать не будет. Самостоятельно перестал заниматься. Раньше занимался музыкой и хоккеем (думали определиться, что ему больше нравится), но интерес не проявился. Ходил, но без энтузиазма. На вопрос, хочешь ли чем-то другим заниматься – только компьютерные игры. В связи с тонкой нервной системой ограничили время игры на компьютере, он стал пропадать в клубах. Неизвестно, откуда берет деньги на эти удовольствия. Стал замкнут, хамит, дерзит. Пытаешься поговорить "по душам", вроде все понимает, но делает по-своему. Может не прийти ночевать, говорю ему, что мы очень переживаем, что с ним может что-нибудь случится страшное, а он говорит "пусть я умру - вам легче будет…" Говорю, что люблю его и не смогу без него. Не могу достучаться до него. У нас еще двое детей, конечно, много внимания уделять не получается, но все свободное время мы уделяем им троим. Объясняла, что люблю всех одинаково, просто маленьким требуется немного больше внимания, а получается, что старшему уделяю намного больше внимания. Его поведение копирует средний сын и это очень расстраивает. Стараюсь держать себя в руках, но нагрузка эмоциональная и физическая иногда дает сбой, срываюсь, кричу, плачу от собственного бессилия. Как мне помочь моему ребенку пройти этот этап в его жизни, не допустить, чтобы его жизнь была подвергнута опасности?

Инна

Здравствуйте, Инна.

Вы совершенно верно заметили, что сын вполне вероятно нежелательным своим поведением привлекает ваше внимание. Чаще всего оно является симптомом каких-то проблем в семье (попробуйте проанализировать, кстати, когда это началось и были ли какие-то изменения в семье, совпавшие с изменениями в поведении ребенка). Также вы отмечаете «тонкую душевную организацию» сына – значит, он может реагировать на изменения сильнее, да и вообще на что бы то ни было: есть такая категория людей – сверхчувствительные, они такие от природы, но им можно помочь. Первое и главное – не осуждать за сверхчувствительность, не обесценивать их чувства и эмоции, не запрещать им их. Часто не находя понимание в реальном мире, сталкиваясь с осуждением, эти люди уходят в виртуальный мир – мир игр, книг, кинематографа. Там они себя чувствуют больше в безопасности. 13 лет – уже непростой возраст, но все еще открытый для налаживания контакта с родителями. Ребенок уже пробует делать самостоятельные шаги и готовится оторваться от родителей, но при этом в это время как никогда ему важны понимание и поддержка родителей. Я понимаю, что вы очень загружены, но сейчас еще можно укрепить контакт с ребенком. В первую очередь – постараться искренне заинтересоваться тем, чем он живет, его миром компьютерных игр. Узнайте, в какие игры он играет, посмотрите в интернет, что это за игры и какие интересные и возможно развивающие вещи там можно заметить. Для ребят это – целый мир. Подросткам часто не интересно то, что интересно нам, значит, это наша задача – любопытствовать, постигать их миры и проявлять заинтересованность – конечно, если мы хотим продолжать общаться. Приведу простой пример: когда мой сын увлекался одной компьютерной игрой, я стала интересоваться, что ему нравится в игре, какие там герои, где происходит действие. Оказалось, действие происходит во Флоренции во времена Леонардо да Винчи, и в игре действительно потрясающая графика. Тогда я стала как-бы невзначай подкладывать ему альбомы по искусству и говорить с ним об архитектуре Флоренции. Сын как раз был в том же возрасте, что и ваш. Заинтересовала его Дэном Брауном, изобретениями Леонардо, механикой и так далее. То есть игровой интерес ребенка можно использовать как отправную точку, отталкиваться от нее и ненасильственно, в порядке предложения показывать то, что может его заинтересовать, разговаривать с ним. Просто защитить ребенка от окружающего мира мы не можем, главное, что может его обезопасить – наш контакт с ним, доверие к нам, желание общаться с нами хоть иногда – ведь основной интерес у ребенка сейчас в общении со сверстниками. И пусть это общение будет не изнуряющим и осуждающим, а интересным и увлекательным. Чем больше будет таких эпизодов – тем больше укрепятся ваши отношения, тем больше безопасности будет для ребенка.

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»