Вопрос специалисту

Стоит ли отправить сына на комиссию ПМПК?

Стоит ли отправить сына на комиссию ПМПК?

Здравствуйте! Мой сын в этом году закончил 7 класс. Соответственно его перевели в 8, но он целый год почти не учился, т.к. не хотел. Оценки выставлены по всем предметам тройки, которые очень натянутые. Знаний за 7 класс нет, впереди восьмой класс! 


Хочу с ним заниматься дома дополнительно, но он только садится, сразу начинает дёргаться и говорит, что ничего не понимает и уходит. Я стараюсь сдержать себя и жду в другой комнате. Он подходит ко мне и говорит, пойдём заниматься, но на первом упражнении сразу уходит! Я не знаю, что делать, с такой базой знаний 8 класс он не потянет, но  считает, что заниматься ему не нужно!

Подскажите, может стоит его отправить на комиссию ПМПК? Или что можно сделать в данной ситуации?!

Здравствуйте. Обратите внимание, что вы пишите: "хочу с ним заниматься". То есть мотивация есть у вас, у него нет. Отсюда и желание все бросить. Что делать? Во-первых, важно найти какое-то "хочу" за "надо". Что хочет ваш ребёнок (не вы)? Старайтесь не отметать сразу, не подвергать сомнению и критике, а действительно услышать и найти зерно. Даже если это желание побыстрее закончить школу. Ход беседы может строиться, например, так: Хорошо. А что ты будешь делать после неё? Отдыхать? Ты устал? А как ты можешь отдохнуть уже сейчас? Давай договоримся, что... (и ищете оптимальное решение, так, чтобы ребёнок удовлетворил свои потребности, максимально аккуратно вписав это в повседневную жизнь. В противном случае ребёнок так и будет искать способы удовлетворить потребность и, как следствие, сопротивляться вам.


Если же у него какие-то планы на будущее, и кажется, что школа только мешает в их реализации, можно вместе поискать то, как получить максимум из процесса обучения ради цели (какие предметы нужно знать, как легко и быстро закрывать остальные и т.д.). 

Также, важно помнить, что психика всегда выбирает самый простой, знакомый и эффективный способы достижения цели (даже если это субъективное ощущение). И теперь, когда у ребёнка есть опыт ничего не учить и получать натянутые тройки, будет сложно объяснить, что "так учиться нельзя" и "он не потянет". Я бы и не рекомендовала это делать. Лучше если давать разные варианты, то показывать цену последствий. Что будет ребенку (не вам), если знаний будет недостаточно? Зачем учиться? Что даёт школа? 

Практика показывает, что родители часто сами не знают ответов на эти вопросы. И тогда как мотивировать ребёнка? Начинайте с себя, оставайтесь на стороне своего сына и помогайте находить все новые и новые способы как еще можно прийти к желаемой цели (не только через сопротивление и отказ, но и с помощью компромиссов, где-то гибкости и прочих навыков). 

Вот, например, он уходит от занятий. Узнайте, зачем он это делает. Возможно, он так справляется со стыдом или бессилием. И тогда важно поддержать, помочь справиться с эмоциями. Можно сказать примерно следующее: "Вижу, что тебе непросто, понимаю, но мы справимся, я в тебя верю!". 

Кроме того, важно разделить ответственность за данный результат между собой, школой и ребёнком. Каждый из вас имеет некоторые обязательства и выдавать цену последствий только мальчику, как минимум, несправедливо. 

А комиссия. Что вы от неё ждете? Зачем хотите её подключить? Ребенку нужна помощь взрослого, а не очередной карательный орган. Хотя, конечно, если у него есть сложности с процессом обучения, и вы заподозрили сниженный интеллект, то да, возможно, стоит проконсультироваться со специалистом. Но начать я бы рекомендовала с психолога, а не с ПМПК.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»