Вопрос специалисту

Ребёнок грызёт ногти

Ребёнок грызёт ногти

Здравствуйте, наша дочь (12.12.2012) с 3,5 лет, после начала хождения в детский сад, начала грызть ногти. Воспитатель была очень недобрая женщина и постоянно Луизу за что-нибудь ругала, отсаживала за отдельный стол кушать или удаляла из группы за непослушание. Луиза очень добрая девочка, в меру послушная, воспитывается одна в семье. Все в ее окружении взрослые. С детьми общалась на кружке гимнастики и музыки, там не было никаких проблем. Только в саду.... Перед тем, как пойти в сад, Луиза очень радовалась этому, не могла дождаться. На третий день упала с качелей и разбила себе лицо (наша воспитатель стояла в 20 метрах и болтала с коллегой)... передние зубки, на счастье, не сильно пострадали. Когда ее ругали каждый день, отсаживали и исключали от общения с детьми, за то они что-то не поделили, она стала грызть ногти и плакать каждый день. Не проходило ни дня без слёз. Утром не пойду в сад, в обед всегда рассказывала, что опять плакала. Через пару месяцев я лично была свидетелем того, как эта же воспитательница орала на неё в коридоре во все горло, схватив за плечо! Когда увидела меня, сразу поменяла голос и интонацию! Ещё через пару недель мы забрали нашу дочь из этого садика. После рассказа директору сада, по какой причине мы уходим, она мне ответила, что если бы это был ее ребёнок, она бы сделала то же самое! Сад мы поменяли, в новом все прекрасно и золотые воспитатели! Но привычка грызть ногти осталась! Что нам делать? Луиза сама хочет покончить с этой привычкой, но говорит, что не может. "Внутри не получается" сказала мне сегодня. В сентябре в школу, в первый класс, как избавиться от этого, чем помочь ребёнку? Очень надеюсь на вашу помощь! С уважением, Татьяна.

Татьяна

Татьяна, добрый день!

Ваша дочка попала в сложную для неё ситуацию. Вы сделали абсолютно правильно, что забрали её из прошлого детского сада. Ваша поддержка помогла ей понять, что дело не в ней, а в учительнице. Ни один ребёнок не достоин того, чтобы к нему относилось пренебрежительно, со злостью или насилием. Но, к сожалению, система ДОУ неидеальна, и никто не застрахован от общения с очень разными воспитателями.

Грызть ногти для Вашей дочки стало способом успокоить себя. Можно представить себе напряжение и страх от того, что она на какое-то время попала в ситуацию, где ей плохо, где с ней поступают несправедливо и где от неё крайне мало что зависит. Даже мы, взрослые, часто прибегаем к подобным средствам самоуспокоения в сложных ситуациях – некоторые переедают, некоторые курят, другие также кусают ногти, волосы и т.д.

Поэтому сейчас важно нормализовать эмоциональный фон в жизни ребёнка. Неприятная ситуация уже прошла, и ваша задача – превратить её из травматической в ту, что может дать силы и ресурс. Разговаривайте с дочкой по поводу её жизни, попросите рассказать, чем нынешний садик лучше предыдущего. Проиграйте с дочкой в прошлый и настоящий детский сад – куклами, мягкими игрушками, в песочнице. Игра в дошкольном возрасте – универсальное средство развития, обладающее целебным эффектом. Позвольте ребёнку полностью проиграть ситуацию, подстраивайтесь под неё в процессе, следите за сюжетом. Будет полезно, если через некоторое время Вы введёте в игру помощника-волшебника, который будет защищать и оберегать героиню Вашей дочери, пока она не захочет самостоятельно справиться с проблемой.

Если Вы запретите ребёнку грызть ногти, но не дадите другой возможности справляться с тревогой, страхами и беспокойством, она останется в крайне напряжённом состоянии. Сейчас для вашей семьи очень важно обратить внимание на эмоциональное состояние дочки. Сведите, хотя бы на какое-то время, до минимума все беспокоящие моменты, следите за режимом сна, почаще гуляйте, ужинайте полезными продуктами в семейном кругу. Всё это – простые правила здорового образа жизни, которые крайне благотворно сказываются на физическом и психическом здоровье наших детей.

Предложите дочке сходить на маникюр. Это скорее симптоматическая мера, но грызть красивые ногти хочется немного меньше. Однако не ругайте, если дочка всё равно вернётся к своей привычке.

Отвлекайте внимание Вашего ребёнка. Если Вы видите, что дочка начинает тянуть руку ко рту, деликатно, без напора и жёсткости, займите чем-то её руки: попросите Вам помочь, дайте погрызть какой-нибудь овощ или фрукт, попросите сыграть с Вами в ладушки, попрыгать.

Особенно полезно в моменты тревоги заменять «плохие привычки» физической активностью – бегать (трусцой, галопом), прыгать (на двух ногах, на одной, на одной поочерёдно), хлопать в такт. Движение – ещё один способ снять скопившееся напряжение и простимулировать выработку успокаивающих химических веществ в головном мозге.

Включите в жизнь ребёнка побольше объятий, совместных игр и походов в интересные места. Предложите чаще лепить из глины, играть с песком.

Предложите ребёнку поиграть, поменявшись ролями. Вы будете за мягкую игрушку (или любую другую игрушку), которая грызёт ногти, а Ваша дочь должна помочь Вам отучиться от этой привычки. Узнайте у дочки, что стоит сделать Вашему герою; как он может себя регулировать; что может помочь ему не грызть ногти, когда очень хочется; как он любит себя успокаивать; что ему нравится делать, когда внутри страшно, грустно, беспокойно и т.д.

Придумайте поощрение для Вашего ребёнка. К примеру, если она не будет грызть ногти 2 дня, Вы вместе сходите в кино. 3 дня – в зоопарк. Не будьте слишком строги, если у неё пока не получается держаться так долго. Хвалите даже за маленькие победы. К примеру, если не получится сдержаться на 2 дня, подарите цветочек, похвалите хотя бы за 1 день – это тоже победа. Но в кино идите, только за 2 воздержания. Придумайте календарь, где будете отмечать успехи Вашего ребёнка, приклеивайте туда изображения приятностей, которыми можете заняться в качестве поощрения.

Большинство людей, так или иначе, имеют вредные привычки. Очень многие в детстве грызли ногти, это распространённое явление. Помните, что такая привычка однажды пройдёт. Ваша задача – быть заботливым и любящим помощником. Понимающим непростую задачу, не требующим слишком многого, поддерживающим на этом сложном пути.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»