Вопрос специалисту

Ребенок не разговаривает

Ребенок не разговаривает

Добрый день!
Моему сыну 4 года у нас несколько проблем.
Первая - сын боится ходить по большому, терпит, и поэтому не ходит в туалет по несколько дней. Сдавали анализы - врач сказал, что всё нормально, и это у него психологически что-то.
Вторая проблема - сын практически не разговаривает нормальным текстом, на своём и звуками очень охотно беседует. Врач поставил диагноз ЗРР - направили в центр, но там сына очень сильно напугали, и идти туда нет желания. Пытались ходить по врачам, но толку нет, так как не хотят помогать, а просто перекидывают нас из кабинета в кабинет. Я очень хочу помочь своему сыну заговорить, ведь он всё хорошо понимает, но никак не получается услышать настоящий совет, а не как в нашей поликлинике: "Ваша проблема, вот и идите в психологический центр". Воспитываю сына одна, муж бросил...
Как помочь сыну? Помогите, прошу!

Кристина

Добрый день!
Чтоб решить первую проблему, необходимо установить причину, когда узнаете, вы сразу найдете решения проблемы. Для начала спросите у сына, что его беспокоит, можете задавать вопросы (перечислять все возможные причины), а ребенок говорит либо да, либо нет: может ему больно ходить в туалет, напугали в детском саду (поругали за то, что сходил в штанишки), или сам напугался (быть может, чуть не упал) и т.д. Если ребенок ходит на горшок, предложите ему купить другой, какой ему понравится, может нежелание связано со старым горшком, или переходом с горшка на унитаз. Когда ребенок ходит в туалет будьте рядом с ним, поддерживайте (постарайтесь его расслабить поглаживайте по голове, по ножкам), когда он сходит, поясните ему, что ничего не произошло, все хорошо, что он - молодец. Также попробуйте обратиться к детскому невропатологу.
Задержка речевого развития (ЗРР) подразумевает отставание темпового развития речи, т.е. малыш развивается нормально, его интеллектуальное развитие не отличается от сверстников, но развитие речи запаздывает. Причины могут быть самыми разными:
- Невостребованность речи (с малышом мало разговаривают, или наоборот, предвосхищают все его попытки выразить свои желания и говорят за него не дожидаясь ответа от самого ребенка);
- Генетическая предрасположенность (у некоторых детей клетки головного мозга, ответственные за речь, созревают медленнее; также имеют значения гипоксические (кислородное голодание, клетки не получали должного количества питательных веществ) состояния во время родов и беременности и др.);
- Нарушения слуха;
- Тяжелые заболевания, последствия которых привели к нарушению речевого развития.
Решить проблему вы можете путем обращения к специалистам (логопеды, дефектологи) или пробовать самостоятельно, но при этом не забывайте периодически консультироваться со специалистами. Вот примерный план занятий. Все занятия у детей проводятся в форме игры, целью которых является развитие артикуляционного аппарата. Стимулировать речевую активность вам помогут игры «недопонималки». Если ребенок с помощью жестов пытается добиться от родителей чего-либо, то вам следует изображать непонимание и вынуждать ребенка произносить хоть какие-то звуки. Конечно, малыш вначале будет требовать желаемое с помощью плача и протеста, но следует проявить твердость. Однако, успокаивать малыша все же нужно, но «недопонималки» должны проводится регулярно.
Артикуляционная гимнастика (их вы можете в большом количестве найти в интернете) должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий. Начинайте с простых упражнений, например, «улыбка» (ребенок улыбается), «заборчик» (зубы смыкаются, рот улыбается), «блинчик» (плоский язык лежит на нижней губе), «прятки с губами» (прячется попеременно, то нижняя, то верхняя губа, то сразу обе). Когда ребенок освоил эти простые упражнения, то необходимо осваивать более сложные – «часики» (язык качается из одного угла рта в другой), «качели» (язык двигается вверх-вниз), «лошадка» (цоканье языком). Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения своего язычка.
Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья («Листочки полетели») и т.п.
Также следует в занятия включить упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Занятия физкультурой, плаванием принесут пользу для крохи. Игры на развитие внимания позволят улучшить и развить память.
Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания. Поощряйте любые попытки крохи на звукоподражание и речевую активность. Во время прогулки показывайте малышу, как дует ветер («у-у-у»), мяукает котенок, капает дождь и др. Повторяйте звукоподражания «как кричит петух, блеет овечка, мычит корова» и т.п.
Используйте музыкальные инструменты, предлагайте отгадать ребенку, что звучит (ребенок при этом не должен видеть источник звука) – бубен, дудочка, барабан, пианино. Можно использовать в игре спрятанные музыкальные игрушки, которые длительно воспроизводят звуки. Предложите малышу отыскать звучащую игрушку (вначале не прячьте ее полностью, а только прикройте платочком).
Если малыш немного говорит, то стимулируйте дальнейшее речевое развитие с помощью «договаривания» коротких стишков (например, А.Барто).
Устройте ребенку домашний кукольный театр, вы можете использовать подручные игрушки или покупать уже готовые предметы для сказок. Хорошо, если участвовать в таких спектаклях будут все члены семьи. Выбирайте те сказки, которые ваш ребенок уже знает – «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Репка» и др. Во время представления обращайтесь с помощью кукол к ребенку, задавайте ему вопросы, побуждайте его высказаться. Также используйте элементы арттерапии (вместе рисуйте красками, карандашами, пальчиковыми красками).
Регулярно занимаясь дома с малышом, вы увидите, что ребенок стал лучше понимать речь и пытается ей овладеть. Не ждите быстрых результатов, возможно, пройдет несколько месяцев до достижения первых побед. Желаю удачи!

Анна Зубкова, специалист