Ребенок ходит в сад с 03 июня 2024 года. Уже почти 1.5 месяца. Ходит до сих пор до обеда. На сон оставаться не хочет, устраивает истерику. Воспитатели не уговаривают его (видимо, не нужны им сложности дополнительные).
Как-то раз ребенок из сада пришел с тремя укусами. Кусается один мальчик в группе, кусает и толкает всех и без причины, как говорят воспитатели. В саду все дети как один боятся этого кусаку (выяснилось, когда подняла этот вопрос в родительском чате).
После этого случая ребенок стал бояться ходить в развлекательные центры, если там много детей, он напряжён и уходит раньше времени из подобных мест. А раньше его невозможно было спокойно увести из развлекательного центра (до опыта с детским садом).
Делаю вывод, что ребенок боится контактировать с незнакомыми детьми. Тк со своими друзьями общается как прежде. Как решить проблему боязни, что делать, чтобы ребенку было легче адаптироваться в саду?
Здравствуйте. Слышу, что вы в растерянности и тревоге, очень понимаю вас.
Адаптация к саду - сложный, небыстрый процесс, где ребенку нужно много ресурса, чтобы суметь чувствовать себя в безопасности в коллективе, с новыми людьми. И самое важное условие - это новые безопасные взрослые.
Когда вы пишите о том, что ребенка кусают, это может рождать много тревоги за него, страха, и злости в ответ. Слышу вашу злость на мальчика, который это делает, понимаю вас. Однако важно заметить и злость, которая адресована взрослым в саду. Понимаю, что воспитателям сложно уследить за всеми детьми, однако когда мы отдаем ребенка в сад, мы желаем, чтобы он был в безопасности, и ждём обеспечения этого от воспитателей. Они в этот момент ответственные. И тут важно посмотреть, как они себя ведут, в связи со сложившейся ситуацией. Сейчас мне слышится, что ответственность скидывается на мальчика, который "без причины" агрессивно себя ведёт. Но какова роль воспитателей в этом? Как они это регулируют? Какие правила есть внутри коллектива? И сама формулировка "без причины" для меня больше про невозможность увидеть эту причину. Сейчас мне кажется важным заметить роль других взрослых, заметить свою злость (а она появляется всегда, когда нам страшно и хочется защитить/ся), и разместить ее в диалоге с воспитателями, в виде вопросов, как конкретно они видят решение этой проблемы?
Если вы понимаете, что диалог не получается строить, и ответственность продолжает идти в сторону детей, тогда можно пересмотреть свой выбор, как вам с тем, что сын будет в коллективе, где взрослые не в силах управлять ситуацией?
То, что мальчик, почувствовал себя небезопасно - логично и уместно ситуации. И это вы изменить не в силах. Но вы можете поддерживать его в переживаниях: "вижу, как тебе непросто, наверное, тебе очень страшно, после истории с укусами. Как я могу тебе помочь? Я точно намерена тебя защищать. Когда на тебя нападают, ты можешь защищаться: бить в ответ, отталкивать, кричать и звать воспитателей, просить о помощи, они взрослые и должны тебе помочь. Ты можешь убежать и оттолкнуть в ответ. А ещё, когда тебя трогают без разрешения, если ты этого не хочешь, ты можешь громко сказать (если он уже достаточно хорошо говорит): "стоп, со мной так нельзя!".
То, что вы описываете в плане поведения сына - нормально для его возраста. В 3-4 года дети исследуют свою ранимую часть (там, где он боится, замирает, отходит, не хочет идти куда-то) и затем ранящую (там, где он бьёт, отбирает, защищается, даёт сдачи, пугает, провоцирует). И то и другое важно пройти, и в 3 года нормально, что мальчик может больше бояться, нежели раньше.
Сейчас важно просто называть то, что с ним происходит и давать поддержку: "вижу, страшно, я рядом", а также раз за разом говорить о способах реагирования. Но для этого важно позаботиться о своем ресурсе, так как в усталости , нам сложно повторять одно и то же много раз, а также сложно выносить эмоции другого.
По поводу сна: то, что мальчик пока не готов оставаться на сон - нормально, адаптация может занимать и полгода, прежде, чем появится готовность. Обычно легче оставаться становится детям около 4 лет. Но опять же, важно посмотреть, какова роль воспитателей в этом - чтобы мальчик мог опереться на других взрослых, важно, чтобы взрослые там были, то есть это те люди, которые могут поддержать, не запугивать дополнительно, и защитить, если будет угрожать опасность. Конечно, в саду будут конфликты, и драки, и многое другое. Но важно, чтобы в целом воспитатели были готовы прийти и поддержать, и защитить, то есть были включены в процессы, которые происходят в коллективе. Иногда, если родитель понимает, что воспитатели не в силах организовать безопасность, уместно поискать другую группу, другой сад и т.п. Это часто пугает, но даёт возможность выбирать для себя то, что в перспективе более комфортно и безопасно переносится.
Желаю вам как можно мягче и бережнее к себе пройти путь адаптации к саду.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»