- родителям
- Как воспитывать ребенка?
- Центры психологической и социальной помощи семье
- Книги для детей и родителей
- Полезные подборки
- Моя новая семья
- Имею право!
- Финансовая грамотность
- Инфографика для родителей
- Тесты
- Учимся играя: безопасность ребенка на дороге
- Конкурсы и акции
- Коммуникационный проект «ТыЭтоЯ»
- Всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей»
- Кейс-игра "А как поступили бы вы?"
- Всероссийская акция-флешмоб #благодарямоейсемье
- Архив конкурсов и акций
- специалистам
- новости
- Медиа
- По вашим письмам
- Видеоуроки
- Счастливый ребенок
- Книга в помощь
- Имею право!
- Народное мнение
- Сказка на ночь
- Песни для детей и родителей
- Социальная реклама
- Консультации специалистов
Вопрос специалистуЧрезмерная стеснительность
Возраст ребёнка: 6 с половиной летЧрезмерная стеснительностьДобрый день, уважаемые психологи. Моему старшему сыну 6,5 лет. Меня беспокоит его чрезмерная стеснительность. В детском саду он хорошо общается с другими ребятишками, по словам воспитателей и по моим наблюдениям в играх становится заводилой, лидером. Однако в присутствии посторонних взрослых и детей молчит, на вопросы не отвечает, чтобы сказать что-то мне тянет вниз за рукав, чтобы я наклонилась к самому лицу и тихо шепчет. Поговорить по телефону, даже с близкими людьми тоже стесняется. Скоро в школу и я опасаюсь как он вольется в незнакомый коллектив, как сможет общаться с учителем (сам никогда не поднимает руку, первый не отвечает, не проявляет в этом инициатывы, всё с оглядкой на других более проворных детей. Есть ли действительно в этом проблема и как её можно преодолевать? Заранее спасибо за ответ.
ЕленаЗдравствуйте, Елена! Вы правильно задали вопрос, а есть ли в этом проблема? Судя по вашим наблюдениям, ребенок в знакомой среде чувствует себя хорошо, легко общается и даже становится лидером. Видимо в незнакомой среде ему требуется время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к новой обстановке, понять, что она не опасна. Просто у него это происходит вот так, не сразу. Стоит ли из-за этого переживать? Незнакомый коллектив в школе станет со временем знакомым, ну а если вы хотите, чтобы ребенок быстрее привыкал к новой обстановке и людям, есть специальные детские психологические группы, направленные на повышение доверия ребенка, умение находить общий язык с другими детьми, чувствовать себя с ними в безопасности. Не акцентируйте на этом слишком много внимания, чтобы не сделать это проблемой для ребенка, пусть он адаптируется с той скоростью, с которой может, с которой ему удобно это делать. Если вам кажется, что у ребенка чрезмерный страх посторонних, обратитесь к специалисту за консультацией. Отсутствие инициативы также может быть вследствие постепенной адаптации ребенка, а может быть следствием низкой самооценки, страха неудачи. В таком случае чаще поощряйте его инициативу, давайте больше свободы, хвалите за успехи, причем не просто общими фразами вроде: «Молодец, хороший мальчик», - а обратите внимание, что именно вам нравится в его работе (например, если он нарисовал рисунок, отметьте красочность, как нарисованы отдельные детали и т.д.; если он что-то сказал чужому человеку, скажите, что вам понравилось, как он это сделал, и чужаку наверняка тоже). Обратите внимание, каких людей он видит рядом с собой, дети склонны копировать модели поведения родителей, если ни один из родителей не дает модели решительного, уверенного поведения, то и ребенок вырастет робким. Также важен стиль воспитания: если в семье в основном стыдят, не дают высказаться ребенку или дают, но формально, не принимая в расчет его мнение, то ребенок не привыкает проявлять инициативы или считает, что она наказуема. С уважением, Анастасия Кондюрина
Анна Зубкова, специалист