Здравствуйте!
Самое первое и самое важное, на что хочется обратить ваше внимание, - ваша дочка сейчас вступает в подростковый возраст. Это связано с изменением гормонального фона и половым созреванием. Когда у нас меняется гормональный фон, это всегда (!!!) сопровождается эмоциональными реакциями: агрессивностью, плаксивостью, повышенным возбуждением. В пубертате это нормально!
Пожалуйста, помните, что для подростка нормально эмоционировать и иногда вести себя как будто неадекватно. Физиологически организм ребёнка перестраивается, это не может проходить без видимых последствий.
Однако есть люди, которым сложно это принять, которым очень тяжело переносить чужие слёзы и справляться с истериками, которые имеют довольно жёсткие представления о том, как должен вести себя «нормальный» человек.
Постарайтесь не принимать близко к сердцу слова педагога. На них, конечно, стоит обратить внимание, но не опираться полностью. Тому есть две причины:
1. Некоторые люди с трудом переносят чужие слёзы и проявления чувств. И дело тут не в человеке, который проявляет эмоции, а в том, кто не выдерживает находиться рядом.
Важно помнить, что слова учителя – это не объективное отражение ситуации, а его субъективный взгляд на происходящее. Аргумент, что другие родители могут не захотеть, чтобы ваша дочь училась в этом классе, похож на завуалированную манипуляцию. Словно с ребёнком что-то не так, девочка каким-то образом может быть опасной. Это не то, как складывается ситуация в действительности. Такие слова скорее отражают страх педагога перед бурным проявлением чувств, быть может, растерянность и непонимание, как ещё с этим можно обходиться.
Учитывайте, пожалуйста, этот момент. Даже во время плача наши дети остаются нормальными, правильными. Человек, который бурно проявляет эмоции, не больной и не поломанный. Возможно, в какой-то момент ему нужна помощь, утешение, навыки саморегуляции. Но точно такая повышенная чувствительность, о которой вы говорите, не делает вашу дочку изгоем. Она не заслуживает осуждения ни с чьей стороны. Постарайтесь оставаться на стороне ребёнка, ей это очень нужно.
2. Если человеку в какие-то жизненные периоды становится свойственно бурно реагировать на фрустрацию, если он становится очень чувствительным и плаксивым, это будет проявляться не только в школе. Вероятно, и дома вы можете замечать, что девочку накрывают эмоции, и она ведёт себя экспрессивно.
Если этого не происходит, если рядом с вами ребёнок ведёт себя, как и раньше, вы не замечаете изменений, вероятно, школьная сложность не так велика, как её хочет представить учитель.
Если же вы видите, что и дома девочка начала срываться, постарайтесь действовать следующим образом:
- Не отвергать ребёнка, не отворачиваться от таких реакций.
Важно дать ребёнку ощущение, что всё, что она чувствует, нормально, что она имеет право выражать эмоции. Принимать её и то, что с ней происходит. Относиться без осуждения и тревоги, что что-то идёт не так.
Можете отражать её переживания: «Родная, я вижу, что ты злишься, поэтому кричишь и плачешь. Как я могу помочь тебе сейчас?», «Ты расстроилась, потому что … Я правильно понимаю? Как ты думаешь, что можно сделать, что тебе стало получше?»
Так вы даёте понять, что остаётесь на стороне ребёнка, учите её разбираться в своём состоянии и потихоньку начать контролировать его. Плюс, так вы сохраняете тёплые и добрые отношения между вами, что даст большие плоды во время подросткового кризиса.
- Обсуждать, как можно помогать себе, если хочется плакать.
Контролировать эмоции не значит ничего не показывать и сдерживать чувства. Скорее это про хороший контакт с собой: когда мы знаем, что происходит, что нас расстроило, как можно выразить чувства экологично и что поможет прийти обратно к равновесию внутри.
В этом ключе вы можете обсуждать с дочкой, какие есть способы выразить свои эмоции, кроме как слезами. И это не значит, что нельзя плакать. Но быть может, после первой вспышки слёз у неё получится вслух сказать, что случилось. Например, заявить учительнице, что она бы предпочла не садиться за одну парту с определённым человеком. Или сказать, что не справляется и ей нужна помощь.
Вы сами можете поделиться тем, как предпочитаете говорить о своих переживаниях и как поддерживаете себя.
Например, чтобы поддержать себя в сложные моменты, можно попробовать закрыть глаза на 30 секунд и прислушаться к дыханию: представлять, как на вдохе воздух надувает грудную клетку, а на выдохе она сдувается. Можно поставить стопы на пол и ощутить, как земля поддерживает нас, это возвращает в реальность.
Можно придумать особенные ритуалы самопомощи: гладить себя по ушам или сзади по шее, если это приносит самоуспокоение; размять подушечки каждого пальчика ведущей руки и после сжать её в кулак. Сюда подойдёт любое действие, если ребёнку оно приносит комфорт и возвращает его в тело.
Главное, помните, что бурная реакция, которой не было раньше, может быть следствием гормональных перестроек. И тогда со временем обязательно пройдёт. Ваша поддержка сейчас поможет ребёнку сохранить стабильную самооценку и не поверить, что с ней что-то не так.
А если высокая чувствительность свойственна для вашего ребёнка в течение жизни, то тактики самоподдержки и самоуспокоения очень пригодятся ей в будущем.
Если вы переживаете по поводу того, насколько это нормально, то можете предложить девочке обратиться к психологу. Не объясняя это тем, что она реагирует неадекватно, а исходя из желания помочь и аргументируя это тем, что вы сами переживаете и хотели бы сделать всё, чтобы ей стало проще справляться с разными ситуациями. Психолог нужен именно для этого.
На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Учреждения социального обслуживания семьи и детей
Желаю вам удачи.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»