Вопрос специалисту

Что делать, если дочь слышит голоса?

Что делать, если дочь слышит голоса?

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, куда бежать, что делать и к кому обращаться. Девочка 7 лет игралась в детской. Потом пришла в зал и плачет. Спрашиваю: «почему ты плачешь?» Она отвечает: «не могу игрушку найти, а ангел мне говорит «ищи, ищи». А я уже не хочу». Попробовала поговорить с ней, узнать, что за ангел. Немного успокоить. Потом ушла в детскую, топает ногами, плачет и говорит: «хватит. Могу я побыть одна. Не хочу искать» Пыталась выяснить, что за голос: женский, мужской. Дочка говорит, нет, средний такой. (У мальчиков - низкий, у девочек - высокий, а этот средний). В ходе беседы пришли к выводу, что, возможно, это был голос совести. Я очень обеспокоена. Подскажите, пожалуйста, что нам делать. Это был единичный случай. Но девочка очень эмоциональная, обидчивая. В сад не ходит, но на площадке очень любит играть с детьми, охотно идёт на контакт, проявляет инициативу при знакомстве. Спасибо.

Наталия

Здравствуйте, Наталья!

Вам необходимо проконсультироваться с детским неврологом и/или детским психиатром. Такие состояния бывают либо при органических нарушениях головного мозга, например, вследствие внутриутробной гипоксии, родовой травмы, посттравматического синдрома, а также других заболеваний. Необходимо исключить физиологические основы для такого состояния. Врач назначит ряд диагностических процедур, на основании которых он имеет возможность делать вывод о наличии или отсутствии диагноза.

Важно то, как вы отреагируете на это состояние. Старайтесь не пугать ребенка, больше говорить с ней и возвращать ощущения в теле. Если такое случится вновь, возьмите дочь за руку, крепко обнимите ее. Скажите, что вы рядом, что все хорошо, и вы с ней в безопасности. Помогайте делать дыхательные упражнения. Если ребенок не обучен этому или не реагирует на вас, то начинайте сами, а ребенок со временем подключится. Сохраняйте спокойствие. Суть дыхательных упражнений в том, чтобы включить парасимпатическую нервную систему. Включается она благодаря продолжительному выдоху и дыханию животом. Самое простое упражнение – это вдох носом и длиннее вдвое выдох ртом так, чтобы губы были сложены в трубочку. Представьте, что вы задуваете свечку, которая очень далеко стоит.

Следите за режимом ребенка так, чтобы не было перенапряжения нервной системы. Это, прежде всего, сон, еда. В каждом возрасте есть своя норма сна, следите за тем, чтобы ребенок не спал больше положенной нормы времени, и не было хронического недосыпа. Рассмотрите возможность раннего укладывания, это восемь – девять часов вечера. Обратите внимание на нагрузку в течение дня. Возможно, стоит временно убрать некоторые дополнительные занятия, а также снизить значимость успеваемости в школе.

Чаще поглаживайте, обнимайте, говорите, что любите. Ни в коем случае ни обесценивайте чувства девочки, ни высмеивайте их, ни запрещайте. Помогайте осознать те эмоции, которые испытывает ребенок. Развивайте ее эмоциональный интеллект. Суть его заключается в том, чтобы научиться осознавать свои состояния, эмоциональное состояние других людей, и справляться с теми и другими. То есть, уметь по-разному реагировать на различные эмоции и выпускать энергию экологичным способом. Возможно, стоит завести блокнот и понаблюдать за тем, когда возникают голоса, что их провоцирует.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»