Вопрос специалисту

Что делать, если ребенок плетет интриги?

Что делать, если ребенок плетет интриги?

Добрый день! Что делать, если ребенок плетет интриги? Выяснили, что дочка специально вносит разлад среди своих друзей, способствует конфликтам, сталкивает между собой подруг и активно участвует в распале ссор. Причем это не в одной компании: в школе и две компании возле дома. Заканчивается это тем, что родители других девочек запрещают им с ней дружить. Нам про эти конфликтные ситуации рассказывает, что она ни при чем, но мы выяснили, что она принимала самое активное участие в этих конфликтах, хоть они ее и не касались, подговарила и так далее.

Также настораживает, что после школы в ответ на вопрос как прошел день, рассказывает только о плохом, вечно конфликты, обиды и т.д. Во всех рассказах она жертва. При этом дефицита общения у нее нет, с ней многие дружат. Такое начало происходить еще в детском саду.

Подскажите, пожалуйста, как правильно действовать. В чем может быть причина такого поведения? Спасибо!

Ирина

Здравствуйте, Ирина!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с "треугольником Картмана", он описывает схему взаимодействия людей, которая предполагает три позиции: агрессор, жертва и спасатель. Вполне возможно, что в вашей семье отношения выстроены по классическому "треугольнику": ребенок занял позицию жертвы и транслирует ее в мир.

Любая модель поведения направлена на получение какой-либо выгоды, даже если это не очевидно для стороннего наблюдателя. Так, занимая позицию жертвы, ребенок может получить больше внимания со стороны родителей или сверстников, с этой позиции можно манипулировать другими людьми ("я бедная-несчастная, а ты плохой, поэтому мне должен"). Кроме того, позиция жертвы не предполагает ответственности за свое поведение, потому что решения принимают другие участники конфликта, и т.д.

Необходимо разбираться в конкретной ситуации, чтобы понять, какие выгоды имеет ваша дочь. Постарайтесь не ругать девочку, не осуждать ее, предложите альтернативные способы получения желаемого. Например, если она хочет в некотором роде контролировать взаимодействие с друзьями, она должна научиться честности, тому, как аргументировать свою позицию и другим стратегиям поведения. Сделать это можно только в семье, поэтому нужно создать те условия, в которых девочка могла бы безопасно для себя отрабатывать и проявлять новые навыки. Безопасность в данном случае не означает отсутствие угрозы физического насилия, но подразумевает принятие действий и ошибок ребенка со стороны родителей и совместный поиск решения проблем без осуждения и упреков.

Для того, чтобы понять мотивы дочери, лучше всего подойдут проективные методики, например, ролевая игра, в который вы задаете начальные условия и предлагаете ребенку продолжить ход действия. Можно также разбирать с ребенком фильмы, сказки, рассказы с подобным сюжетом. В процессе вы могли бы спросить у дочери, почему, по ее мнению, так произошло, что можно было бы сделать иначе и т.д. Прямые вопросы скорее всего будут неэффективны, дочь будет уклоняться от ответа, поскольку в этом возрасте уже работают защитные механизмы. Выясняйте причины максимально деликатно, попросите у дочери совета в той или иной ситуации, проанализировав ее рекомендации, вы поймете, чем мотивировано ее поведение.

Важно не только объяснить девочке, как правильно себя вести, но еще и отработать с ней желаемые механизмы поведения, а так же демонстрировать положительные модели на своем примере. Например, ребенок должен видеть в семье то, как строятся нормальные дружеские отношения, чтобы быть способным найти друзей.

Если вы не сможете сами научить ребенка нужным моделям поведения или девочка не откроется вам, рекомендую обратиться за очной консультацией к психологу.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»