Добрый день, Анна!
Какими бы необоснованными нам, взрослым, ни казались страхи детей, для них они – самые настоящие и по-настоящему пугающие. Иначе бы не было такой сильной реакции. Быть может, однажды ваш ребёнок попал в неожиданно испугавшую ситуацию, связанную с насекомыми. Причём со стороны эта ситуация могла не казаться страшной, но изнутри для ребёнка была именно такой. Поэтому важно не обесценить детский страх, не говорить «это всего лишь муха», «тут нечего бояться», «что ты кричишь, ты уже не маленький». Потому что для него эта муха действительно ужасна. И ему очень нужно чувствовать ваше тепло и присутствие рядом, чтобы пережить этот страх.
Кроме того, в этом возрасте страхи являются нормальными для детей, и со временем проходят. Любую помощь малышу лучше начинать с поддержки. Не подтверждая, что муха страшная, что валидизируя чувства ребёнка по этому поводу – «я понимаю, что тебе страшно, да, муха может напугать, насекомые бывают очень противными». Лучше говорить об этом в спокойной обстановке, а не когда ребёнок уже «теряет голову» от ужаса. При этом разговоре сядьте рядом, используйте телесный контакт – гладьте ребёнка по спинке, обнимайте, смотрите в глаза (а это значит, что лучше быть на одном уровне с ребёнком, а не нависать сверху вниз).
В этом возрасте дети очень любят рисовать, лепить, играть. Именно через эти виды деятельности можно начать сглаживать страхи, чтобы они не закрепились в сознании ребёнка надолго. Попросите малыша нарисовать, что ему страшно. А дальше вместе сделайте рисунок менее пугающим. Можно нарисовать рядом вашего малыша, но пропорционально – если нечто, что нарисовал ребёнок и что его пугает, в жизни маленькое, то и на листе бумаги фигура малыша должна быть гораздо больше фигурки страха.
По такому же алгоритму можно работать и с пластилином, и с глиной. Важно, чтобы ребёнок хорошо относился к деятельности. Такое творчество и проработка страхов через него лучше не совершать через силу и «не хочу». Придумайте какую-нибудь игру, где игрушке-насекомому (божьей коровке, бабочке, комарику, той же мухе-детёнышу) нужно найти дорогу домой, выстройте преграды из игрушек и вместе помогите доброму насекомому попасть обратно к маме.
Если ребёнок будет заинтересован, начните вместе изучать окружающий мир. Да, вокруг есть мухи и паучки, а есть и более крупные живые существа. И все они живут рядом, вместе с людьми. И как правило, все дружат.
А ещё вы как мама можете сочинить сказку про смелого медвежонка или львёнка (дети в этом возрасте лучше понимают животный мир), который очень боялся мух или пучков. Даже несмотря на то, что они были маленькими и безобидными, ему было страшно и он то и дело бегал к львице-маме. Но вот однажды он пошёл гулять в лес, заблудился и, к примеру, именно паучок помог ему выбраться из чащи и вернуться домой. Либо добрый волшебник помогает львёнку побороть свой страх и знакомит с семейством мух, добрых и радушных, с которыми сам очень дружит.
Такие сказки – большой простор для вашего творчества и огромное подспорье малышу, потому что создаются вами с любовью и именно для вашего ребёнка, чисто под его проблему.
Как я уже говорила, здесь очень важно ваше внимание, терпение и понимание. Та самая безобидная муха ребёнку действительно кажется кошмарной.
Да и потом, представьте, что вы живёте на этой земле ещё совсем немного. И тут вам открывается целый новый мир мелких, тёмных и очень быстро бегающих живых существ. Уверена, что как бы все вокруг ни уверяли, что это пустяки, вас это всё равно будет пугать. Помогает время, расширяющийся опыт, поддержка самых близких и важных людей, примеры из жизни, внимание и принятие всяких чувств и переживаний. Я уверена, при таком отношении ваш ребёнок обязательно сможет пережить свой страх.
Однако если вы видите, что никакие советы не работают, а страхи становятся навязчивыми, советую обратиться за очной помощью к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе. Также можно в любое время получить помощь по телефону доверия 8-800-2000-122. Звонок на него анонимный и бесплатный с любого телефона.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»