Здравствуйте, Сыну год и месяц, есть несколько вещей в его поведении, которые меня тревожат. Муж говорит, что все глупости и я наговариваю. В 8 месяцев научился махать ручкой пока-пока, а в 9 перестал, в 11 снова начал, спустя месяц снова не делает, причем прошу, сделай папе бай, он повторяет бай, но рукой не машет. Перестал говорить папа, но начал показывать коровку, самолет, ежика, в шутку научила говорить как папа "бу-бу-бу". То есть у него все время есть что-то, что он делал и говорил, а сейчас не делает и что новое, что он выучил. На сегодняшний день говорит мама, мяу-бау (на кошку), ав, дай,на (путает с дай), папа-баба (непонятно), ам, ба (бай), упа (упало) еще показывает самолет, рыбку, ежика (редко), как нюхают цветочек, какой большой он вырос, показывает поцелуй, машет пока, делает ладушки. Глазной контакт есть, указательный жест есть. Игрушками играет мало, но сейчас на карантине может просто надоело. Обращенную речь понимает, просьбы выполняет (дай мне, принеси мне, покажи папу, возьми кису, покатай на машине). Машет «нет». Ходит за ручку. Пальчиковые игры типа сорока не любит, ручки забирает. И еще в последнее время он очень громкий, если что надо, не надо, протест, просьба он чаще всего кричит, не плачет, а кричит и требует. В последнее время, когда сильно уставший или радуется машет руками. Что это может быть? Откаты или особенности развития?
Анна, здравствуйте.
Судя по тому, что вы написали, это не откаты и не особенности развития, как таковые, это норма. Само понятие «норма» очень относительно. Оно включает в себя часто встречающиеся показатели, некое среднее значение. Отклонения от этих значений принято считать патологией. Но, конечно, важно то, насколько отклоняется тот или иной показатель. В вашем случае колебания минимальны и встречаются так часто, что можно считать нормой.
Психика вашего ребенка активно дозревает, как и все тело. Появляются новые возможности, навыки и так далее. Старые становятся либо скучными, либо замещаются новыми. Например, если ребенок ходит, то вряд ли он будет ползать. Но это не значит, что он теперь забыл, как это делать. Просто тот способ передвижения стал устаревать.
Кроме того, ребенок сейчас активно копирует родителей и других близких родственников. Возможно, он видит, что другие прощаются на словах и ему кажется этого тоже достаточно.
Еще важный момент. В год у ребенка появляются возможности отказаться, согласиться и так далее. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться и удаляться от мамы. Это формирует одновременно жажду сепарации (отделения) и тревогу от этого процесса. Ведь мама все еще обеспечивает безопасность, выживание и прочее. Кроме того, начинает формироваться эмоциональный интеллект. Отсюда появляются истерики, яркие проявления эмоций и негативизм. Так протекает кризис. Само по себе это состояние не плохое и не хорошее, просто оно свидетельствует о новом этапе развития.
Чем младше ребенок, тем категоричнее его проявления эмоций. Он не может расстроиться или огорчиться. У него все крайне полярно. Он каждый раз проживает внутреннюю драму. Ребенок по сути всем телом становится проживаемой эмоцией. Это норма развития.
И тогда что делать? Помогать проживать: быть рядом тем самым безопасным взрослым, который примет и поймет. И обязательно зеркальте: называйте эмоции и то, что происходит. Например: «Ух как ты злишься сейчас, понимаю! Вот как ты громко кричишь!». Это даст фундамент для дальнейшего развития психики ребенка. Если есть сомнения, можете показать ребенка детскому неврологу.
психолог сайта «Я — родитель»