Вопрос специалисту

Дочь ничего не убирает за собой и много времени проводит в телефоне

Дочь ничего не убирает за собой и много времени проводит в телефоне

Дочка у нас относительно нормальный, адекватный, рассудительный ребенок, который хорошо учится. Но есть такая проблема, что она никогда за собой не убирает, одежда валяется, скомканная, что поделает, все лежит. Мало того, берет наши вещи и также их разбрасывает. Муж бесконечно ее оговаривает, то кричит, то бубнит, то ворчит, каждый шаг. Она каждый день плачет из-за этого. Последней каплей было то, что из-за того, что у нее "нет времени" на уборку, ограничила ей игру в интернете, где она слишком долго живет виртуальной жизнью, сегодня первый день ограничения, заскочила на кухню после того, как через 40 минут игра выключилась, плакала, кричала, сказала, что ненавидит нас, не хочет с нами жить, что это все из-за папы, пусть он съедет от нас. Не понимаю, что делать. Может совсем убрать все игры? С телефона? Кажется, что когда интернет был совсем у нее отключен, она реагировала на это спокойнее. Сейчас в школе и на секциях долгие каникулы, дома "делать нечего". Возможно, это обостряет. Разговариваем с ней много, в соцсетях она сидит мало, занимаемся с ней другими (не компьютерными) играми мало, отец дурачится, иногда играют в нарды. Но компьютерная игра для нее много значит, она там живет второй жизнью, это пугает. Что делать?

Татьяна

Татьяна, здравствуйте.

Вы очень правильно замечаете нюансы, теперь нужно научиться с ними «правильно» обходиться.

Да, дети, как и взрослые, живут в интернете параллельную жизнь. Все потому, что там есть иллюзия быстрого результата, возможность быть тем, кем хочешь, избегать последствий своих поступков и т.д. Все это способствует выработке гормона удовольствия (дофамин). Появляется дофаминовая зависимость: человеку уже не хочется вкладываться в долгие процессы и решать проблемы, нужны только быстрые удовольствия. А подростки особенно склонны к этому, потому что для них это состояние – возрастная норма.

И тогда родителям важно устанавливать границы, предлагать альтернативы и накладывать санкции за неисполнение. Какая внутри вашей семье «норма» знаете только вы. Я бы рекомендовала научиться с ребенком строить диалог. Обсудите на семейном совете условия некого договора внутри семьи. Пусть в нем будут прописаны важные моменты для каждого члена семьи. Например, «должностные обязанности». И сразу запишите санкции, которые ждут любого человека, нарушившего договор. К примеру, тот, кто выругается дома, моет 2 дня за всеми посуду. Правила и санкции должны касаться всех. Это не должен быть устав для одного ребенка. Скорее – общий проект под названием «Семья». И да, правила должны быть понятными и четкими. Выполнение их должно быть регламентировано вне зависимости от времени года или суток. Если нельзя больше 2-х часов в день смотреть мультики, то каникулы, болезнь, выходной – не имеют значения. Позвольте ребенку тоже предлагать правила на обсуждение. Это должна быть система WIN-WIN.

Уход в мир иллюзии – это защитный механизм, который помогает избежать проблем в реальности. Поэтому не стоит отнимать у ребенка действующую защиту, не предложив действующую замену. Обращаю ваше внимание на слово «действующую». Учитесь проводить время вместе с семьей, найдите хобби и т.д. Странно требовать от ребенка то, что вы сами делать не умеете.

Чем больше будет на ребенка прессинга, тем больше будет сопротивления. Постарайтесь занять позицию «вместе» с ребенком, а не «против» него. Не нужно запрещать и наказывать. Нужно помогать понять и предлагать новые способы (не один, а много и не просто назвать, а еще и помочь этому научиться).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»