Здравствуйте, Ксения!
Вы сделали очень правильный шаг. Но такое решение влечет за собой ряд изменений, которые тянутся еще какое-то время. Это обязательно пройдет. И вы, и ваши дети научатся жить в новых условиях по-новому. Сейчас все вы находитесь в стрессе. Вам тяжело, страшно, грустно. И детям тоже. Первое, что нужно сделать, это позволить и себе, и детям прожить эмоции, которые сейчас возникают. Не блокировать их, не стыдить, не запрещать, а разрешить. А заодно и учить их делать это экологичным способом.
Например, введите правило, раз в час или два задаваться 4 вопросами: что я сейчас чувствую, какие ощущения в теле, что я делаю, что хочу деть? Этому же можно научить старшего ребенка. Если это фиксировать на бумаге, то заметите некоторые закономерности, например, что некоторые эмоции вы себе не разрешаете, что какие-то из них проявляются совсем не так, как вы думали.
Вы заметите в каких ситуация у вас больше гнева и раздражения, а какие дела приносят вам радость. Фиксируйтесь на последних. Развивайте свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект своих детей. Младшего знакомьте с эмоциями, показывайте карточки, на которых нужно угадывать эмоции, разбирайте ситуации из мультиков и книг. Со старшим чаще говорите как со взрослым, но на понятном ребенку языке. Обсуждайте, делитесь, обучайте.
В общении с детьми используйте техники:
- «Я – сообщений» - умение говорить о себе, своих мыслях и чувствах без обвинений и претензий. Например, не «ты меня разозлил», а «я злюсь»;
- Активного слушания – способ показать детям, что вы рядом, что слышите их, что вам важно их мнение. Например, кивайте, повторяйте положение тела;
- Контейнирования эмоций – суть заключается в том, чтобы назвать эмоцию ребенка, свои чувства в ответ и вместе предложить способ выйти из ситуации. Например: «Я понимаю, ты злишься, потому что не дала конфету. Но я очень волнуюсь за твое здоровье. Давай вместе подумаем, как с этим быть? Может быть яблоко заменит? Или завтра утром съешь сладкое?».
Но помните, что воспитание возможно тогда, когда есть пример перед глазами. Если вы раздраженная, уставшая, то и дети будут отвечать тем же.
Начните с себя. Отдыхайте максимально много, больше делегируйте (попробуйте и увидите, что вокруг вас есть люди, которые готовы вам иногда помочь), питайтесь разнообразно, следите за количеством и качеством сна и отдыха. Когда организм будет полон ресурсов, дать детям поддержку, тепло и заботу в непростой период будет возможным.
Оставайтесь женщиной и мамой. Выполняйте свою роль, не впадайте в типичную ошибку «заменить папу». Если отец не будет фигурировать в жизни детей, то можно выбрать другой, более благоприятный образ отца (ваш брат, друг, сосед – не важно), то есть обращать внимание детей на образ мысли, поступки и решения другого мужчины, чтобы дать им необходимую опору, образ мужчины. С мамой держите границы, напоминайте себе, что вы уже взрослый человек, вы несете ответственность, а значит и вам принимать решения.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»