Здравствуйте! Моя дочь с удовольствием ходила в детский сад до 5 лет. Затем она почти 8 месяцев проболела (появлялась в садике максимум на 10 дней). Этой осенью возникли проблемы. Она говорит, что девочки не хотят с ней дружить, не принимают в игры, двое из них подговаривают остальных не общаться с ней. Спрашивала воспитателя, та отвечает, что они все играют кучкой. Но иногда, проходя мимо садика, вижу, что в этой кучке играют парочками, а моя дочь играет одна, пытается пристроиться к другим (с кем всегда дружила), но не получается. Вне садика те же девочки при отсутствии "своей пары" общаются с ней. Что случилось с детьми и как помочь дочери снова влиться в коллектив? Спасибо. Наталья
Это естественный процесс – чем старше становятся дети, тем чётче идёт у них дифференциация и разделение на группки, сначала делятся на мальчиков и девочек, потом, ближе к 6-7 годам, мальчики делятся на стайки от 3 до 7-8 человек, девочки обычно на пары или четвёрки (и даже четвёрки внутри себя обычно делятся на пары). Взаимоотношения этих групп между собой довольно сложны, и разбить их или поменять местами членов бывает довольно трудно. Тут нужно только время. Ваша девочка выпала из своего социума на довольно долгий для детей срок, теперь она «новенькая», и ей надо заново вписываться в коллектив, искать своё место в нём. Активно вы никак не поможете этому процессу. Просто поддерживайте её, когда её это нужно. Не захваливайте и не говорите откровенной лжи о её достоинствах, будет достаточно, если вы будете тем человеком, который её безусловно любит и показывает это. Поменьше своего внимания и своих переживаний вливайте в этот момент её временной социальной неудачи – достаточно и того, что она вкладывает в этот объект много энергии, питать его ещё и вашими переживаниями и вниманием излишне. Понаблюдайте (и расспросите воспитателя и дочку) за тем, что является сейчас фактической основой взаимоотношений девочек – это может быть какой-то интерес к определённым продуктам массмедиа (какие-то мультики, передачи, песни), или спортивным, компьютерным играм, или каким-то игрушкам (пупсам или куклам Барби, зверюшкам в домиках и т.п.), или к чисто девчачьим штучкам (одёжкам, внешнему виду, украшениям). Если ваша дочка некомпетентна в этих областях или не имеет своей материальной основы к этому социальному общению – ей будет намного труднее влиться в коллектив. Причём вполне вероятно эта материальная основа в вашем коллективе не носит характера какого-то фанатичного детского увлечения, когда все малышки ходят с «Винкс». Возможно на прямой вопрос «А чем увлекаются ваши девочки?» ни дочка, ни воспитательница ответить не смогут. Тут нужно именно наблюдать за нюансами поведения, внешнего вида. Мария Сурыгина, психолог