Возраст ребёнка: 12 лет
Девочка двенадцати лет не доучивает уроки
Здравствуйте. Девочке 12 лет. Не доучивает уроки. Говорит маме, что все выучила, а сама не учит устные уроки. Говорит, например, нам ничего не задали. Когда мама начинает проверять за ней все, та в слезы, что мол мама ей не доверяет. Уже и интернет с телевизором ей отключают, когда уходят на работу. Но она по прежнему продолжает получать 2 и 3. Подскажите как быть?
Анастасия
Здравствуйте, Анастасия.
Трудности с домашним заданием детей испытывают многие родители. В такой ситуации важно определить истинную причину нежелания ребенка выполнять то или иное задание и разбираться с этой причиной.
В описанной Вами ситуации причиной может быть чрезмерный контроль успеваемости девочки со стороны родителей. Возможно, она уже вступила в «переходный возраст», когда основной задачей становится как раз выход из-под этого контроля, учеба отходит на второй план, а эмоциональное состояние становится нестабильным. Поскольку она уже не ребенок, методы влияния на ее поведение лучше поменять. Тем более, насколько я поняла, старые методы уже не действуют, а только ухудшают отношения мамы с дочерью. Если родители хотят, чтобы ребенок проявлял свою самостоятельность, стоит ему предоставить возможности для ее проявления.
Конечно, это не означает, что надо закрыть глаза на плохие оценки и игнорировать сложившуюся ситуацию. Может быть, на самом деле она нуждается в помощи родителей, но из-за недоверия матери не хочет делиться своими трудностями. Поэтому главной задачей на данном этапе является восстановление доверительных отношений с ребенком. Для этого родителям необходимо успокоиться и воспринимать ситуацию с плохими оценками не как катастрофу, а как временные трудности, с которыми их дочь обязательно справится. Уверена, что мама желает ей только добра, уверенности в себе и успеха в будущей жизни. Но, возможно, она не может этого донести до девочки.
Мама может выбрать удобное время и поговорить с ней наедине, в спокойном тоне. Лучше в начале разговора поделиться своими переживаниями в форме «Я-сообщений». Это не вызовет у девочки напряжения, стремления защищаться и, соответственно, повысит шансы на откровенный и продуктивный разговор. Можно уточнить, есть ли у нее какие-либо трудности в учебе и нужна ли ей мамина помощь. Если дочь ответит: «Нет», - и останется закрытой, стоит подчеркнуть, что родители всегда готовы прийти ей на помощь, когда ей это понадобится. После этого лучше закончить разговор и не возвращаться к нему. Излишняя настойчивость может привести к полному отказу подростка от общения с родителями. Если же девочка поделится своими трудностями, важно поблагодарить ее за откровенность и постараться вместе с ней придумать, как с ними справиться.
Главное для родителей в этот непростой период – поддерживать дочь, принимать ее чувства, особенно негативные, и сохранять спокойствие в любых ситуациях. Основой развития гармоничной личности являются не школьная успеваемость или престижная работа, а доверительные отношения в семье.
Если родителям девочки понадобится дополнительная помощь специалиста, они могут обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте можно найти адреса бесплатных служб психологической помощи в их городе.
Анастасия Вялых,
Семейный психолог